В России впервые провели пересадку комплекса "сердце-легкие"

Уникальную операцию провели в Федеральном центре трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова.

Пациентка, которой пересадили комплекс "сердце-легкие", уже готовится к выписке.

Мистика числа 13

На директора Центра трансплантологии Сергея Готье я поначалу даже обиделась. Знала, что к ним поступила пациентка из Оренбурга, спасти которую может только одновременная пересадка сердца и легких. Надеялась, что Сергей Владимирович позволит мне присутствовать при этой операции - ведь она первая такая в нашей стране. Не пригласил. Сказал о ней уже тогда, когда Лену Тюрину - так зовут пациентку - стали готовить к выписке из центра.

Попытки пересадить одновременно сердце и легкие были в нашей стране. Неудачные. Потому-то и Готье решил ничего и никому не говорить заранее. А вот в прошедший вторник познакомил меня и с Леной, и с ее мамой Валентиной Ивановной.

Это обычная семья. Валентина Ивановна - профсоюзный работник. Сама Лена - делопроизводитель. Ее муж - сварщик высочайшей квалификации. Кстати, у Валентины Ивановны кроме Лены есть еще старший сын и трое приемных детей.

С Леной мы гуляли по коридору. Наш фотокорреспондент снимал и саму Лену, и ее маму, и тех, кто Лену спас: директора центра члена-корреспондента РАМН Сергея Владимировича Готье и заведующего отделением анестезиологии и реанимации профессора Виталия Николаевича Попцова.

Вот такая ирония судьбы - мужа Лены тоже зовут Виталием Николаевичем. Он вместе с десятилетней дочкой Машей недавно приезжал, чтобы навестить Лену. А мама с Леной постоянно. Более того, как только 16 августа Лена поступила в центр, когда еще не было возможности говорить о дате операции - очень сложно найти подходящего донора, - мама сказала: "Лена, тебя будут оперировать 13 октября вечером". Эту странную, казалось бы, дату знали все в центре. И удивлялись: почему именно 13-го, почему именно вечером. И утром 13 октября Лена сказала Валентине Ивановне: "Видишь, мама, мне принесли завтрак. А в день операции есть нельзя. Значит, ты ошиблась". И в это время зашла медсестра: "Лена! Не надо есть. Возможно, тебя сегодня станут оперировать".

Сотрудники центра удивлялись, что именно в этот, предсказанный матерью день появились наконец подходящие донорские органы.

Другие суеверия

- Состояние Лены ухудшалось на глазах. Последний месяц перед операцией она провела в реанимации. Дышать без поддержки специальной аппаратуры и медикаментов она уже не могла. И, наверное, потому Валентина Ивановна, чтобы как-то поддержать дочку, предсказала, что операция обязательно будет, и даже назвала ее дату, - рассказывает Сергей Готье.

- Что же было с Еленой? Молодая, красивая, благополучная, и вдруг такая напасть. Ее мама говорит, что Лена раньше всерьез не болела. А потом вдруг начала задыхаться. Решили, что это потому, что Лена начала набирать вес.

- Лена страдала первичной легочной гипертензией, которая постепенно привела к износу не только легких, но и сердца, - рассказывает Готье. - А тут еще она перенесла на ногах грипп. Ситуация стала катастрофической. Судьбой Лены озаботились в министерстве здравоохранения Оренбурга. Ее госпитализировали в местную больницу. Там поняли, что без пересадки не обойтись. И обратились в наш центр. Оренбургские коллеги очень грамотно подготовили Лену к переводу в наш центр. Сперва казалось, что требуется пересадка только легких. Но после детального обследования стало очевидным: пересаживать нужно комплекс "сердце-легкие". К этой операции мы и стали Лену готовить. Этим сложнейшим процессом - процессом поддержания жизни в ожидании донорских органов - занимался Виталий Попцов. Да, я никому ничего не говорил: хирурги не без суеверий. А вот теперь, когда все позади...

Сама операция прошла без неожиданностей, длилась недолго. Послеоперационный период тоже без осложнений.

Сегодня, глядя на Лену, и не скажешь, что она перенесла такое. К нашему приходу она успела подкрасить ресницы, заплести модные косички. Настроение у нее и у ее мамы хорошее.

В это время

В реанимации центра сегодня находится еще одна пациентка. 28 октября 27-летней москвичке тоже успешно пересадили донорский комплекс "сердце-легкие". К ней нас еще не пустили - мы видели ее через стекло реанимационной палаты.

Прямая речь

- В США подобные операции не редкость. Хотя и там в прошлом году их было проведено всего 41. Для США это не цифра. Например, пересадок сердца в США в год проводят около 2000. Что за этой статистикой?

- Постепенно число пересадок комплекса "сердце-легкие" уменьшается. Происходит это потому, что необходимые людям пересадки сердца или легких проводятся в более ранние сроки. То есть тогда, когда для спасения жизни достаточно пересадки одного органа. Например, в Австрии в год делают около ста пересадок легких. А сердце-легкие в прошлом году пересадили всего один раз. В нашей стране, к сожалению, пока еще много пациентов, которых спасти может только пересадка комплекса. И вот теперь можно считать, что мы приступили к выполнению таких операций.

- Почему только теперь? Ведь технически, насколько я понимаю, это не самая сложная операция.

- Вы правы. Самым сложным является подбор донорских органов и выхаживание в послеоперационный период. Особенно в отношении легких. В нашем центре мы очень серьезно подготовились к этому.

Справка "РГ"

Исполнилось 80 лет со дня рождения академика Валерия Ивановича Шумакова - основателя современной отечественной трансплантологии и науки об искусственных органах. В этот день в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов, который носит имя Валерия Ивановича, прошла Всероссийская конференция, посвященная памяти этого выдающегося ученого, выдающегося врача. Именно Валерий Иванович 12 марта 1987 года провел первую в СССР успешную операцию по пересадке донорского сердца. Теперь такие операции уже не вызывают сенсаций.

цифра

210 операций по пересадке проведено в этом году в Центре трансплантологии и искусственных органов.