Черногория официально заявила о своем интересе к участию в российском газоэкспортном проекте "Южный поток" (РФ - Черное море - Болгария - Сербия - Центральная Европа). Об этом в середине октября заявил в Подгорице министр иностранных дел Черногории Миланом Рочен.
Черногорская сторона предлагает продлить на ее территорию сербскую ветку этого газопровода - до адриатического побережья Черногории. До конца текущего года представители "Газпрома" проведут переговоры по этому вопросу в Черногории и определят варианты продления "Южного потока" по черногорской территории.
Напомним, что "Южный поток", призванный снизить зависимость России от транзита газа по территории Украины и Молдавии, будет проложен по дну Черного моря. Одна из двух его ниток пройдет через Грецию, затем на юг Италии, а вторая - через Сербию и Венгрию - в Австрию. Начало строительства этой артерии намечено на 2012 год, а ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода через Сербию запланирован на 2015 год.
Ориентировочная стоимость обеих ниток общей пропускной способностью в 63 миллиарда кубометров ныне оценивается в 15,5 миллиарда евро в текущих ценах. Из них 10 миллиардов евро (свыше 60%) будут вложены в морской участок, а 5,5 миллиарда - в сухопутный.
Некоторые эксперты отмечают, что продление "Южного потока" в Италию через Черногорию может оказаться менее дорогостоящим, чем через Болгарию и Грецию. Вдобавок черногорско-итальянский маршрут примерно на 15% короче маршрута в Италию через Болгарию с Грецией. Поэтому черногорский вариант может оказаться целесообразным для российской стороны и с точки зрения развития поставок "голубого топлива" из РФ.
Имеется также вариант трубопроводных поставок в Италию через Турцию и Грецию. Какой из них будет выбран, связано и с политическими факторами. Между тем выбор сербско-черногорского варианта может привести к тому, что южнобалканская нитка "Южного потока" (через Грецию), предназначенная и для Италии, если и будет загружена, то в минимальной степени. Поэтому ее проектная мощность может быть сокращена, что, в свою очередь, понизит общую стоимость "Южного потока".
Тем временем в начале октября в Цуге (Швейцария) учреждена компания по проектированию, строительству и эксплуатации "Южного потока" - газопровода South Stream Transport AG. Управляющим директором назначен Марсел Крамер, экс-президент нидерландской газовой компании Gasunie. Французская EDF и германская BASF обладают 15%-ной долей в этом проекте, итальянская Eni - 20%, а "Газпром" - 50%-ной долей.
Проекты газопроводов из СССР в Европу по дну Балтики и Черного моря разрабатывались в 70-80-х годах. Один из вариантов - прохождение трансбалтийской "трубы" сперва через Финляндию, затем по балтийскому дну до ГДР или ФРГ. А трансчерноморский проект газопоставок в Болгарию и Грецию был обусловлен политическим стремлением Москвы "обойти" Румынию.
Но страны Западной Европы и их компании выступали за сухопутные газопроводы из СССР, которые и были построены к середине 80-х. При финансовом участии ФРГ, Франции, Италии, Австрии. А проекты "Северного и Южного потоков" были отложены в "долгий ящик". Однако последующее создание первых транссредиземноморских газо- и нефтепроводов из Алжира и Ливии в Южную Европу повысило актуальность тех советских планов. Что привело к проектному воссозданию "Северного и Южного потоков".