Выведенные за штат офицеры и прапорщики расквартированной в столице региона войсковой части почти два года живут между небом и землей - без собственного жилья, работы и перспектив.
Все началось с того, что приказом Минобороны была сокращена бригада железнодорожных войск. Часть личного состава перешла служить в батальон, расположенный на той же территории, что и ликвидированное подразделение. Но более 50 человек, которым должностей не досталось, оказались за штатом, или, говоря по-армейски, были "выведены в распоряжение".
Фактически военная карьера этих офицеров и прапорщиков завершилась, однако из Вооруженных сил их никто не увольнял. Они по-прежнему живут в служебных квартирах на территории части и раз в 10 дней обязаны отмечаться по месту службы, чтобы получать жалованье. На первый взгляд - особой трагедии здесь нет: тысячи военных, выведенных за штат, вполне благополучно входят в гражданскую жизнь. Но эта ситуация затянулась до абсурда.
- Вот уже почти два года не можем устроиться на работу, потому что все еще "служим", - рассказывает капитан Роман Кружков, отдавший армии 12 лет. - Да, оклад платят, около 25 тысяч, но в последний год приходилось выбивать его через суд. Например, последний раз я получал деньги в августе. У меня жена и маленький ребенок, а я не могу толком обеспечить семью...
В аналогичной ситуации оказались многие.
- Я дважды судилась из-за зарплаты, сейчас идет третий процесс, - говорит прапорщик Лариса Борисова. - Можно считать, что мне повезло, поскольку некоторые из наших с марта судятся. При этом в части на тебя косо смотрят... Обидно, ведь все силы отдавала службе.
- Потому что деньги вроде как получаем, а пользы не приносим, мы - балласт, - поясняет старший лейтенант Вячеслав Уржумцев. За его плечами 19 лет службы, две командировки в Чечню.
Однако финансовый вопрос просто теряется на фоне вопроса квартирного. Сейчас "выведенные в распоряжение" живут в ветхом служебном доме, расположенном на территории части. (Например, капитан ютится с семьей на 16 "квадратах", при этом платит за жилплощадь более трех тысяч рублей.) Но дело не в условиях: по закону сокращенных военнослужащих не могут уволить из армии без жилья, а его бывшим военным железнодорожникам не дают.
- Поначалу особых переживаний не было, - говорит Роман. - В контракте было четко написано: отслужил 20 лет - получи квартиру в собственность. То же самое полагается и после 10 лет службы в случае сокращения по болезни или вследствие штатных мероприятий. Но беда в том, что во всех причастных к решению этого вопроса инстанциях с нами упорно не хотят разговаривать.
За два года выведенные за штат так и не смогли узнать номер очереди и вообще получить какую-либо внятную информацию о своих жилищных перспективах в Департаменте жилищного обеспечения Минобороны - головной организации, распределяющей жилье среди военнослужащих. Молчали и нижестоящие организации - ФГУ "Центррегионжилье" в Екатеринбурге, где расположен штаб Центрального военного округа, и аналогичная структура в Красноярске. Бесчисленные звонки в Москву и столицу Урала ни к чему не привели - равно как и попытка решить дело через военную прокуратуру.
- Прежде всего, возмущает то, как ведет себя в отношении этих военнослужащих Департамент жилищного обеспечения Минобороны, - говорит депутат краевого Законодательного собрания Юрий Швыткин, курирующий "армейскую тему" в региональном парламенте. - Я направил депутатское обращение министру обороны и военному прокурору РФ с просьбой разобраться и принять незамедлительные меры.
Однако молчанию департамента, похоже, есть объяснение - там попросту не справляются с обрушившимся в последнее время валом документов.
- Возможно, именно поэтому там и не отвечали на звонки, - сообщили "РГ" в Центре МО по обеспечению жильем военнослужащих - информационной структуре, недавно созданной для того, чтобы разъяснить каждому военному его жилищные перспективы. - Нужно разбираться с каждым домом, многие из которых еще не приняты в управление. Министерство обороны несет большие расходы на содержание выведенных в распоряжение и заинтересовано в том, чтобы скорее разрешать подобные ситуации. Уже в нынешнем году многие военнослужащие получат извещения на квартиры и даже заселятся.
Откуда взялся вал работы - нетрудно догадаться: глава государства пообещал обеспечить жильем всех военных очередников до конца 2012 года. Сложнее понять другое - почему за эти два года с сокращенными военными железнодорожниками из Красноярска никто из компетентных лиц не удосужился поговорить по-человечески?
- Сейчас Вооруженные силы занимаются только боевой подготовкой, а всем остальным, в том числе жильем, - гражданские организации, - говорит заместитель пресс-секретаря командующего Центральным военным округом Евгений Мешков. - Командующему они не подчиняются, он не может спросить с них или наказать за бездействие. Административный рычаг был у командования раньше, когда существовала квартирно-эксплуатационная часть. Сейчас ее нет. И если этих офицеров не видят и не слышат, то только по причине безнаказанности.
По словам Юрия Швыткина, ситуация у "выведенных в распоряжение" сложная, но, вполне разрешимая, в том числе за счет квартир в других регионах. Хочется верить, что будет именно так.