В Новосибирской области потратят 580 миллионов на туризм

Правительство Новосибирской области утвердило долгосрочную целевую программу развития туризма, рассчитанную на 2012-2016 годы. Впервые  развитие туристической отрасли  признано приоритетным направлением  экономики региона. На реализацию программы запланировано направить свыше 580 миллионов рублей.

- Впервые принят  документ, предусматривающий комплексное  развитие туризма в Новосибирской  области. Уже в будущем году  на реализацию программы предполагается  направить из регионального бюджета около пятидесяти миллионов рублей, - отметил на заседании Совета по развитию туризма при областном правительстве первый заместитель губернатора Алексей Хомлянский.

Основной объем  средств, выделяемых в рамках программы, пойдет на финансирование точек роста, которые должны сделать регион привлекательным для туристов. Таковыми станут проекты развития туристского потенциала озер Карачи и Чаны, зоны Обского водохранилища, Салаирского кряжа, туристические комплексы "Бердский острог" (Бердск), "Чаусский острог" (Колыванский район), Сузунский монетный двор и другие.

Также запланировано  развивать охотничьи хозяйства, для чего в десяти районах области  будет создана специальная инфраструктура. Она предусматривает вольерное  содержание диких животных и наличие мини-гостиниц. Уже идет работа по использованию в туристских целях особо охраняемых территорий - заповедников, заказников.

- Вряд ли Новосибирскую  область можно назвать интересной  в плане туризма. Но у нее  есть преимущества - удобное географическое положение и развитый транспортный узел, и мы можем стать лидерами по приему и транзиту иностранных туристов. Однако здесь мы теряем инициативу, - считает генеральный директор компании "Олимпия-Райзен-Сибирь" Виктор Данн.

Алексей Хомлянский, напротив, заметил, что в последнее время регион сделал прорыв в развитии въездного туризма. Подтверждение тому - рост объема гостиничных услуг, завершение строительства первой очереди крупнейшего за Уралом "Экспоцентра", который позволит области стать выставочной столицей восточной части России и развивать бизнес-туризм на ином, более современном и комфортном уровне.

Областная программа  преду-сматривает создание специальных  туристских продуктов: маршрутов, туров  выходного дня, событийных мероприятий. Реальным проектам, направленным на создание инфраструктуры для развития внутреннего туризма, будет оказана государственная поддержка. И эта мера также применяется впервые.

- Мы просим  подавать заявки на определение  объема господдержки инвестиционных  проектов в сфере развития туризма, - обратилась к представителям турбизнеса заместитель начальника управления инвестиционной политики регионального министерства экономического развития Наталья Муханова.
По ее словам, инвестпроекты в сфере туризма  могут рассчитывать на господдержку в виде субсидий, налоговых льгот, государственных гарантий по кредитам. Также им может быть оказан целый комплекс нефинансовых мер. В этом году внесены изменения в региональный закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности. Одна из новых норм - предоставление мер государственной поддержки сроком до семи лет, тогда как раньше он был ограничен пятью годами.

Кроме того, правительство  области теперь может дифференцировать требования бюджетной эффективности для различных направлений инвестиционной деятельности. В частности, появилась возможность ослабить требования для социальных и инфраструктурных проектов, которым ранее невозможно было предоставить государственную поддержку из-за незначительных налоговых отчислений.

Как сообщил  председатель комитета внешне-экономического сотрудничества регионального правительства  Дмитрий Микитченко, регион подал  заявку в Ростуризм, рассчитывая  войти в федеральную целевую программу и получить дополнительные средства на создание туристических объектов.

- Программа,  к реализации которой мы приступаем, предусматривает достижение конкретных  показателей - увеличение числа  туристов, посетивших Новосибирскую  область, и рост объемов платных услуг, предоставляемых населению, - подчеркнул Микитченко.

По его оценке, в этом году инфраструктурой для  отдыха - базами и санаториями - в  регионе воспользуется около  шестисот тысяч человек. Объем платных  услуг, оказываемых в сфере туризма, к 2016 году вырастет на сорок процентов и достигнет 1,7 миллиарда рублей, доля гостиничных услуг увеличится в 3,3 раза.

Комментарий

Инна Лысенко, управляющий партнер PR-агентства "InMar Relations":

- Это очень по-русски - сидеть на печи, ничего не делать и ждать, что все само собой случится. Но есть масса примеров, когда территория становилась привлекательной для туристов и известной во всем мире, благодаря ярким идеям отдельных людей или сообществ горожан. К примеру, в 1963 году активные жители австрийской деревушки Ишгль - всего около семидесяти человек - инвестировали или, говоря проще, скинулись и построили первый подъемник. Сегодня Ишгль - фешенебельный горнолыжный курорт, в который ежегодно приезжают поклонники зимних видов спорта со всего света. Или - Устричный фестиваль в Ирландии. Он проходит он в городе Голуэй в течение сентября, тогда как устричный сезон в этом регионе длится с мая по август. Идея фестиваля принадлежит менеджеру местной гостиницы, который более полувека назад придумал, как искусственным образом продлить туристический сезон. Сегодня это международное событие, включенное в большинство путеводителей и рекомендованное к посещению. А вот история из мест с таким же суровым климатом, как у нас. Одно агентство, занимающееся организацией летнего туризма, к международной выставке ледяных скульптур заказало французскому архитектору построить гигантское ледяное жилище эскимосов - иглу. Проект был реализован в 1990 году в самом сердце Лапландии, в двухстах километрах к северу от полярного круга в деревушке Юккасъяви. Идея настолько понравилась посетителям выставки, что они просились переночевать в спальных мешках в самой иглу. И уже на следующий сезон история нашла продолжение в виде "Ледяного" отеля, в котором абсолютно все сделано изо льда.