16.11.2011 23:58
    Поделиться

    Екатеринбургский пенсионер через суд добился ремонта в своем доме

    Как заставить управляющую компанию работать

    Пенсионер из Екатеринбурга добился через суд, чтобы управляющая компания отремонтировала дом, в котором он живет.

    - Посмотрите, в каком состоянии находится наше жилье, - сетовал 70-летний ветеран труда Искандар Сафин, еще до суда проводя экскурсию для корреспондента "РГ" по "памятным" местам злополучной многоэтажки по улице Билимбаевской, 27/1, стоящей в одном из самых отдаленных районов Екатеринбурга. - Лестницы, ведущие в подъезд, разрушаются: из щелей торчат железные прутья. Жильцы могут запнуться или оступиться - травм не миновать.

    В плачевном состоянии и лестничные пролеты дома: краска на стенах облупилась, лампочки не горят, часть окон сломана, керамическая плитка отходит от пола.

    - А мне пришлось самостоятельно утеплять трубу в подъезде, чтобы она не промерзла зимой, - рассказала соседка неравнодушного жильца Лидия Мальцева, которая встретилась нам по пути.

    Женщина пожаловалась, что подвал в ее подъезде регулярно затапливает: оттуда несет смрадом и летят расплодившиеся комары. Особенно тяжко приходится людям в жару, когда из-за вони и насекомых невозможно открыть окна. Но больше всех страдает ветеран ВОВ с первого этажа, которая прикована к постели: она круглосуточно вынуждена дышать зловонными испарениями.

    Оставляет желать лучшего и придомовая территория. Вместо лавочек у подъездов деревянная доска. Ее кладут на железки, которые остались от некогда стоявшей скамейки. Таким образом пожилые люди сидят на улице, дышат свежим воздухом и общаются. На месте детской площадки стоит одинокая горка. Летом о клумбах даже мечтать не приходится - все зарастает травой и мусором. Благо жильцы одного из подъездов сажают под своими окнами яркие бархатцы в автомобильных покрышках - это единственный более-менее приглядный уголок близ высотки.

    Все бы ничего, если бы за такое обслуживание дома Искандар Имамутдинович ежемесячно не платил УК "РЭМП Железнодорожного района" больше тысячи рублей, фактически половину квартплаты: около 800 рублей за текущее содержание жилья и примерно 300 рублей за капитальный ремонт. Учитывая, что в доме 130 квартир, управляющая компания получает немаленькую сумму. Естественно, жильцы негодуют: куда уходят деньги, если ремонт в многоэтажке, хотя бы косметический, не проводился годами?

    - В апреле этого года жильцам дома прислали отчет за 2010 год: обычный лист бумаги с невнятными цифрами, который не был заверен ни подписями руководителя и бухгалтера, ни печатью. Разве таким должен быть финансовый документ? Из него только ясно, что в прошлом году на капитальный ремонт управляющая компания потратила больше миллиона рублей. Но что именно было сделано на эту сумму, не указано. Не говоря о том, что компания даже не согласовала с собственниками план ремонтных работ. Такое впечатление, что она попросту прикарманила деньги! - негодует Сафин.

    При этом УК никак не хотела подробно рассказать жильцам, какой ремонт проводился в их доме. Одна из соседок написала официальный запрос в обслуживающую организацию с просьбой объяснить, какие работы конкретно были выполнены, на какую сумму, какими организациями. Но внятного и исчерпывающего ответа она не получила. По-видимому, РЭМП считает жильцов не заказчиками услуг, перед которыми необходимо отчитываться, а людьми, которые платят дань.

    Не добившись ничего от управляющей компании, пенсионер решил действовать напрямик - просить помощи у местных властей. Но хождения из кабинета в кабинет и многочисленные письменные обращения ничего не дали: ни в администрации Железнодорожного района, ни в мэрии Екатеринбурга ему не помогли, поведал Сафин. Муниципальные чиновники сослались на то, что не вправе контролировать частные организации.

    Тогда весной этого года он написал заявление в Генпрокуратуру. Оттуда его обращение спустили в свердловскую областную прокуратуру. Ее сотрудники вместе с жилищной инспекцией побывали в доме и признали, что претензии жильцов обоснованны. Они предписали управляющей компании привести дом в надлежащий вид. Но та и не думала ничего делать. Поэтому летом Сафин вновь обратился в прокуратуру. После очередного осмотра высотки надзорное ведомство решило уже через суд заставить РЭМП Железнодорожного района привести дом в порядок. Причем интересы жильцов взялся защищать прокурор.

    На судебном заседании, которое прошло в октябре, представительница УК признала все нарушения, объяснив их тем, что дом имеет многомиллионные долги по квартплате, поэтому у организации нет средств его отремонтировать. Когда ее спросили, каков уровень собираемости платежей в этой многоэтажке, она уклончиво ответила: свыше 90 процентов (если быть точнее, в 2010 году собираемость была почти 97 процентов - именно такая цифра указана в финансовом отчете. - Ред.). Откуда взялась большая задолженность, ответчица сказать не смогла. При этом она заявила, что подрядная организация, которую наняла компания, уже частично сделала ремонт, остальные нарушения будут устранены к декабрю.

    Накануне суда, несмотря на осень, УК вдруг взялась что-то делать, подтвердил на суде Сафин. Но все ее усилия свелись к некачественному залатыванию малой части "дыр". Со слов пенсионера, нанятые обслуживающей организацией мигранты залепили бетоном некоторые щели на лестницах, пригнули, но не убрали торчащие железки. Они так соорудили водостоки, что вода в них стояла, а не стекала. В общем, по словам Сафина, получилась одна видимость, а не работа. И полная издевка - покраска стен в подъездах. Управляющая компания обновила краску только в первом подъезде и ровно на одном лестничном пролете между этажами - до двери Искандара Сафина. В целом дом остался в таком же удручающем состоянии, как и был. В итоге суд встал на сторону собственников и постановил устранить все нарушения в течение месяца.

    Впрочем, радости у Искандара от выигранного процесса нет. Наоборот, ему горько, что он, честный плательщик и ветеран труда, на старости лет вынужден отвоевывать каждую копейку и заставлять обслуживающую организацию добросовестно выполнять свои обязанности.

    Судя по всему, в УК прекрасно знают, как нужно работать. По крайней мере, ее руководитель Дмитрий Кружаев не раз высказывался в прессе о ЖКХ, высшей миссии обслуживающих организаций и их добропорядочных взаимоотношениях с жильцами. Тем не менее прокомментировать "РГ" ситуацию с домом на Билимбаевской господин Кружаев отказался.

    Компетентно

    Ирина Генцлер, руководитель жилищного сектора направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт развития города":

    - Такое поведение управляющей компании свидетельствует о ее низком профессиональном уровне. УК не вправе просто так включать в счет на оплату своих услуг строку "капитальный ремонт дома" и собирать деньги на работу, которая не утверждена решением общего собрания собственников дома. Сначала она должна провести осмотр здания, чтобы выяснить, соответствует ли оно обязательным требованиям безопасности. Затем составить план ремонтных мероприятий с указанием сроков их выполнения и стоимости. Далее она обязана представить свой план собственникам. Если общее собрание его принимает (а для этого необходимо 2/3 голосов), то в зависимости от требуемых затрат устанавливается ежемесячная плата за капитальный ремонт. Когда УК соблюдает такой порядок, жильцы дома точно знают, за какую работу они платят и когда она будет выполнена.

    Если жильцы хотят контролировать не только то, как в доме выполняются работы, но и как расходуются их платежи, лучший вариант - создать ТСЖ и открыть собственный банковский счет. Через него можно осуществлять расчеты и тем самым отслеживать поток средств. А в описанной ситуации, когда управляющая организация не собирается строить нормальные отношения с собственниками, они лишь теряют время и деньги.

    Поделиться