Российская газета: Михаил Валериевич, какой смысл лично вы вкладываете в термин "большое правительство"?
Михаил Юревич: Не буду оригинален, если скажу, что "большое правительство" задумывалось главным образом как эффективный инструмент обратной связи между ветвями власти и общества. Какие шаги делаются в этом направлении? Вот недавно президент Дмитрий Медведев провел совещание с активом партии "Единая Россия" и Общественным комитетом сторонников по вопросам развития транспортной системы страны. Туда были приглашены не только представители правительства и партийные деятели, но и люди из глубинки, которые довольно активно и грамотно выступали, высказывали свои предложения президенту напрямую. На мой взгляд, очень важно, что Дмитрий Медведев прислушивается не только к профессионалам, но и к гласу народа. Хочу отметить, что глава государства дал поручения по итогам этого заседания, опираясь на предложения общественности. Так, например, президент рекомендовал субъектам Федерации в обязательном порядке использовать механизмы общественного и экспертного обсуждения при решении вопросов организации общественного транспорта, в том числе в отношении отдельных категорий граждан. Об этом президента попросили простые участники заседания.
РГ: А как вы считаете, устоявшиеся политические и общественные институты должны участвовать в работе "большого правительства"?
Юревич: Безусловно. Видите ли, чем больше политических и общественных институтов - партий, общественных движений, таких как Общероссийский народный фронт, общественных организаций, к примеру, Агентство стратегических инициатив, и многих других, тем сложнее устроено общество. Если все эти институты в аппарате "большого правительства" будут формировать мнение, в какой-то степени отличное от мнения кабинета министров, дополнять его, это только пойдет на пользу. Иначе говоря, позиция "большого правительства" будет восприниматься как совещательное мнение - именно к этому идет президент.
Вообще это мировая тенденция. Думаю, что с проектом "большое правительство" мы на правильном пути.
РГ: Раз уж речь зашла о мировом опыте, как вы относитесь к системе петиций? В Великобритании, например, они обязательны к рассмотрению парламентом, если под ними подписались более 5 тысяч авторов. Применима ли такая система в России?
Юревич: На самом деле "большое правительство" для того и задумывалось, чтобы такие массовые обращения учитывать. На недавней встрече с блоггерами президент обещал, что самые популярные инициативы, которые будут обсуждаться на сайте "большого правительства", станут обязательными для рассмотрения кабинетом министров. Можно, конечно, подумать, как оформить подобную систему массовых обращений на законодательном уровне. Другое дело, если в работе "большого правительства" будут принимать участие парламентские партии, наделенные Конституцией правом законодательной инициативой, они смогут работать с массовыми обращениями граждан в том числе и на законодательном уровне.
Мы видим, что в адрес правительства, партии власти раздается все больше критики. Во многом этому способствует Интернет, там полная свободы, даже с перегибами. Однако это не мешает государству становиться более открытым для общества. В последнее время власть всячески старается подчеркнуть, что ее волнуют массовые обращения, что она готова учитывать интересы граждан.
РГ: Какую роль в работе "большого правительства" вы отводите регионам? Будут ли услышаны они?
Юревич: Убежден, что коммуникационной платформой для "большого правительства" станет Интернет. Именно на его базе будет формироваться повестка дня "большого правительства". Всемирная сеть стирает границы, в ней нет понятия близкий или далекий регион - все становятся участниками единого информационного пространства. Кроме того, сайт "большого правительства", социальные сети дают возможность выйти со своим мнением прямо наверх, минуя бюрократический аппарат.
РГ: Насколько результативной, на ваш взгляд, будет работа "большого правительства"?
Юревич: Все серьезно. Думаю, "большое правительство" может стать эффективным механизмом сбора мнений. Часто так бывает, что принимаются какие-то законы, а потом выясняется, что они ущемляют интересы определенных групп населения, и тогда нужно возвращать их на доработку, проводить согласительные процедуры. А в рамках "большого правительства" можно будет устраивать широкие общественные обсуждения того или иного законопроекта еще на стадии его разработки. Поэтому в его работе должны участвовать как представители правительства, специалисты, эксперты, так и простые россияне, которым есть что сказать и предложить.