В это трудно поверить, но такое было: на производственных площадях, где проводились работы с ураном и другими опасными материалами, вдруг стали выпускать елочные украшения. А в соседних корпусах - за тем же, охраняемым периметром, - фасовали кофе, сигареты и производили автоматы для упаковки молока, соков и других пищевых продуктов.
Столь вопиющее попрание норм безопасности и санитарно-гигиенических правил стало известно прокуратуре и Федеральному медико-биологическому агентству в результате проверки, проведенной в отношении новых собственников и арендаторов на объектах в подмосковном Подольске, некогда составлявших одно целое.
Как единый научно-производственный комплекс НИИ НПО "Луч" и одноименный опытный завод развивались с середины прошлого века до начала 90-х. Сейчас уже не секрет, что с момента своего рождения объект проходил по атомному ведомству и выполнял работы в интересах государства. Специфическая деятельность предприятия была направлена как на обеспечение и поддержание обороноспособности страны, так и на решение задач мирного использования атомной энергии.
Понятно, что особый характер деятельности требовал четкого исполнения норм и правил радиационной безопасности - как для самих сотрудников предприятия, так и для населения города. Территория предприятия обнесена специальным электронно-защитным периметром, а вся производственная площадка предприятия внутри периметра является его охранной зоной.
В тех же целях безопасного функционирования предприятий атомной отрасли для них устанавливаются санитарно-защитные зоны (ССЗ) и вводится специальный режим хозяйствования. Такой режим не допускает ведение в пределах ССЗ предприятия какой-либо деятельности, не связанной с его собственными нуждами. Однако это положение в последние годы должным образом не учитывалось новыми владельцами производственных помещений и фирмами-арендаторами, возникшими на общей с НПО "Луч" охраняемой площадке в результате избирательной приватизации начала 90-х годов.
Тогда на весьма сомнительных условиях в частные руки перешли производственные здания и объекты инфраструктуры (электросети, котельная, насосная, транспортный цех, гараж), расположенные в разных местах охраняемой территории. Последствия произошедшего серьезно осложняли жизнь государственного НИИ НПО "Луч", а сегодня приобрели форму открытого конфликта интересов, порожденного необдуманной приватизацией ядерного объекта, и требуют объективного рассмотрения в надзорных инстанциях и законодательного реагирования. Требуют потому, что частные предприятия, образованные на общей с НИИ НПО "Луч" режимной территории, оказались не в состоянии обеспечить должные нормы безопасности. А поскольку ответственность за ее обеспечение остается заботой НИИ, его коллектив всерьез рискует лицензией на работу с ядерными материалами.
Для несведущих уточним: ФГУП "НИИ НПО "ЛУЧ", будучи предприятием особой важности, распоряжением правительства РФ N 1226-р от 20.08.2009 г. отнесено к стратегическим предприятиям, а распоряжением N 1311-р от 14.09.2009 г. наделено правом эксплуатировать радиационно опасные и ядерно опасные объекты.
И совершенно напрасно его оппоненты пытаются создать искаженную картину происходящего, общаясь в СМИ, апеллируя к политическим, государственным, общественным деятелям и представляя дело так, будто бы новых, эффективных собственников вытесняют с занимаемых площадей. На самом деле все иначе: они сами подрубили под собой сук. Причем, не вчера, а когда добивались правдами и неправдами, чтобы мощный научно-производственный комплекс НПО "ЛУЧ" был разделен на части. Дробление предприятия позволило вывести из государственной собственности и переуступить третьим лицам не только объекты социальной сферы, расположенные в Подольске, но и ряд объектов на территории закрытой производственной площадки, охраняемой внутренними войсками и подлежащей физической защите как объект атомной энергетики.
Начиная с 2002 года Минатом России, Федеральное агентство по атомной энергии и впоследствии ГК "Росатом" неоднократно обращались в надзорные, правоохранительные и профильные ведомства в целях наведения порядка на промплощадке. Однако по тем или иным причинам ситуация остается неразрешенной.
Между тем обстоятельства того "раздела по живому", когда государственное предприятие лишили практически всей инфраструктуры, включая электро-, водо- и теплоснабжение, по сей день вызывают множество вопросов и требуют пристального изучения в правоохранительных органах и прокуратуре. Тем более что вскрываются новые факты правового нигилизма. Как выясняется, не только в лихие 90-е случались, но и в наши дни возможны неординарные решения и шаги в отношении государственного имущества.
Оказывается, нет препятствий к тому, чтобы земельный участок, отведенный под объект использования атомной энергии, огороженный специальными инженерными сооружениями и охраняемый внутренними войсками, разделить на части, а затем распродать. Хотелось бы задать вопрос: кто и с чьего ведома согласовал такой землеотвод? Как это соотносится с положениями Земельного кодекса, предусматривающего изъятие из свободного оборота земельных участков, ранее отведенных для объектов атомной энергии? Дробление и продажа земли привели к тому, что вновь появившиеся владельцы потребовали убрать с их участка охраняемый периметр и обеспечить свободный доступ на территорию ядерного стратегического предприятия.
Если этому не воспрепятствовать, придется прекращать работы в соответствии с международными обязательствами России в области атомной энергии, важная часть которых реализуется через ФГУП "НИИ НПО "ЛУЧ". Для Подольска это потеря наукоемкого инновационного производства, дающего более 1300 рабочих мест и существенную долю налоговых платежей в бюджет города. Но хочетстя верить, что этого не произойдет, что надзорные органы обратят внимание на критическую ситуацию. И помогут выстоять предприятию, отнесенному правительством страны к перечню стратегических.