В прошедшие выходные глава МИД России Сергей Лавров работал в экстремальных условиях.
Когда на дворе конец ноября, а за окном плюс 38, официальному костюму любой человек будет сопротивляться всей своей натурой. Еще один немаловажный нюанс - дело было на индонезийском острове Бали.
Набирающий силу мировой экономический кризис не обошел стороной этот райский уголок. На берегу Индийского океана под пальмами сегодня практически не слышна ни английская, ни немецкая, ни французская речь. Все дружно затянули пояса и стали экономить в первую очередь на экзотике. Но только не россияне. Во всяком случае, на Бали сейчас говорят исключительно по-русски.
Россия впервые принимала участие в Восточноазиатском саммите, хотя в прошедшие выходные на Бали состоялось уже шестое заседание членов этого привилегированного во многих отношениях клуба.
"Разрешите передать вам привет и добрые пожелания от президента России Д.А. Медведева, который, к сожалению, не смог принять участие в этом саммите и поручил мне представить здесь Россию", - начал свое выступление Лавров. Речь явно не шла о протокольном поручении из Кремля.
"Считаю наше участие в этом форуме весьма полезным, - делился Лавров своими мыслями с российскими журналистами уже после окончания переговоров. - Решение о присоединении было, безусловно, правильным. Центр мировой экономики, а с ним и мировой политики постепенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. И нам, как органичной части региона, важно здесь присутствовать. Причем мы являемся частью Восточной Азии не только географически, но и экономически, а теперь еще и политически. России участие в этом формате будет помогать решать задачи модернизации прежде всего в том, что касается развития районов Восточной Сибири и Дальнего Востока".
Десятилетиями россияне со стороны наблюдали, как в этом стратегическом регионе практически безраздельно хозяйничали американцы. Их влияние до сих пор очень сильное. Тем не менее подвинуться придется. При этом Москва и не думает отсиживаться на заднем плане. На первом же саммите Россия обозначила свои приоритеты. "Финансовое сотрудничество в регионе - это существенная часть необходимых мер по окончательному преодолению последствий кризиса и недопущению их впредь. Состав участников Восточноазиатского саммита позволяет рассчитывать, что это будет достаточно эффективный инструмент, - сообщил Лавров российским журналистам.
- Мы напомнили о нашей давней заявке на вступление в Азиатский банк развития в качестве регионального донора, что повысит способность стран региона эффективно сотрудничать в сфере международных финансов. Рассчитываю, что по этому вопросу сформируется консенсус". Выдавая россиянам членскую карту элитного клуба, страны региона тоже преследовали свои вполне прагматичные интересы. "Энергетика, безусловно, одна из тех областей, где Россия уже вносит существенный вклад в наши отношения с отдельными странами региона. Мы развиваем поставки энергоносителей, думаем и решаем вопросы новых форм сотрудничества, включая сооружение мощностей по сжижению природного газа, а также различные аспекты проблематики энергоэффективности", - добавил Лавров.
На "полях" саммита Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон практически на ходу очень коротко коснулись проблематики ПРО. "Мы ни в коем случае не закрываем дверь, мы будем продолжать работать и с американскими партнерами, и в рамках Совета Россия - НАТО, четко опираясь на нашу позицию о необходимости гарантий ненаправленности системы против России", - еще раз озвучил позицию нашей страны Лавров.