Полусладкие вина летом не пропадут с прилавков, как прогнозируют некоторые эксперты. В Росалкогольрегулировании рассчитывают, что техрегламент Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана "О безопасности алкогольной продукции", сохраняющий за этими напитками их статус и низкий акциз, будет принят уже в апреле будущего года.
То есть техрегламент начнет работать раньше, чем вступят в силу поправки в российский закон о госрегулировании алкогольного рынка. Это должно произойти 1 июля 2012 года. По этому документу, в отличие от техрегламента, вином будут считаться только классические сухие вина, изготовленные без всяких добавок. А полусладкие, которые делают с использованием виноградного сока, перейдут в статус "винных напитков" с пятикратным повышением акцизов. Сейчас виноделы платят за них по минимуму.
Участники алкогольного рынка, понятно, российским законом недовольны. И прогнозируют, что полусладкие "винные напитки" подскочат в цене на 50-60 рублей. А потом и вообще могут исчезнуть с прилавков, поскольку производить их будет невыгодно. Поэтому российские виноделы настаивают на внесение поправок в наш закон, чтобы сохранить за полусладкими винами их нынешний статус.
В Росалкогольрегулировании это считают излишним. Представитель ведомства Александр Куликов в разговоре с корреспондентом "РГ" напомнил, что участники Таможенного союза уже поставили свои подписи под проектом техрегламента. Это позволяет надеяться, что он будет принят в апреле следующего года. А когда техрегламент Таможенного союза вступит в силу, производители всех трех стран будут руководствоваться именно им, поскольку он имеет приоритет перед национальными законами.
"Никаких проблем у российских производителей настоящих натуральных вин не будет, - заверил Куликов. - А вот тем, кто производит под видом вина разные странные напитки, не стоит рассчитывать, что их продукция и дальше будет считаться вином".
Сегодня, по официальной статистике, больше половины того, что продается на наших прилавках под видом вина, - даже не вариации на винную тему, а самый настоящий фальсификат. Стоит он около 60 рублей за один литр (притом что себестоимость "зелья" колеблется в пределах 5-15 рублей) и пользуется бешеной популярностью.
Конечно, одним техрегламентом это производство не остановить. Но по крайней мере, покупая алкоголь, человек будет знать, на что идет, ведь по этикетке будет ясно: где вино, а где "винный напиток".
Кстати, производить такие напитки легально с 1 июля 2012 года станет невыгодно из-за резкого увеличения акцизов. Так что на теневом рыке такого "зелья" может прибавиться.
"В России есть социальный запрос на дешевое фальсифицированное вино, и с этим ничего не поделаешь, - констатирует директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. - Потому что качественное вино для наших доходов дорогое".
Минимальная зарплата в России, напоминает эксперт, 120 евро. А, к примеру, у греков, - 750 евро. Приличное вино, которое там пьет основная масса населения, стоит 2-4 евро. Получается, что количество бутылок, которое может купить грек на свою зарплату, отличается от того, что в состоянии позволить себе россиянин, в пять-шесть раз, подсчитал Дробиз. Так что со вступлением в силу российского закона и техрегламента Таможенного союза работы у Росалкогольрегулирования прибавится. В ведомстве это понимают и готовятся.