20.11.2011 23:20
    Поделиться

    Исаак Калина: Благополучие школы зависит от интереса к ней учеников и их родителей

    Учебный год принес в школы как никогда много новшеств. Вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты в начальной школе, в учебный процесс входят высокие технологии, образование вышло в городе на одно из самых приоритетных направлений. Как это скажется на школьниках, их родителях и учителях, а главное - на качестве обучения? Об этом шел разговор на "деловом завтраке" в "РГ" с руководителем департамента образования Москвы Исааком Калиной.

    Уравнение для второклассника

    Российская газета: Исаак Иосифович! С апреля в Москве реализуется пилотный проект по выравниванию финансирования школ и подтягиванию самых слабых из них до уровня сильных. Можно ли уже говорить о его первых итогах?

     
    Видео: Сергей Минабутдинов

    Исаак Калина: В проекте участвует 983 из 1500 школ. Благодаря ему столица получила абсолютно прозрачную, логичную и справедливую систему финансирования образования школьников. Как было прежде? Самые хорошо финансируемые гимназии получали от города по 120 тысяч рублей на ребенка, а норматив обычных школ составлял 63 тысячи. Сейчас нормативы отличаются лишь по классам. Самый маленький в начальной школе - 84 тысячи рублей, а в 10-11-х классах - у всех 123 тысячи. В итоге бюджет любой школы - участницы пилотного проекта может просчитать даже второклассник, умножив норматив на количество учащихся в одной параллели и сложив с другими параллелями.

    Конечно, достижение равенства потребовало денег: на реализацию проекта в этом году выделено 2,5 млрд рублей и еще 15 млрд - не 2012-й. Но все-таки главная цель - повышение качества образования. Достигается это появлением заинтересованности коллектива школы в целом и каждого педагога в том, чтобы родители выбирали для ребенка именно их школу. Если они пройдут мимо, школа останется и без учеников, и без финансирования.

    РГ: Многие опасались, что при новом принципе финансирования учителя потеряют в зарплате...

    Калина: Ни один учитель в столице не стал зарабатывать меньше. Если в 2010 году средняя зарплата была от 22 тысяч рублей до 67 тысяч в месяц, то в сентябре этого года самая низкая средняя зарплата в школах - участницах пилотного проекта - 38 тысяч рублей. За сентябрь она повысилась на 10 процентов, немного поднялась и в октябре.

    РГ: Почему же, судя по письмам в "РГ", в некоторых школах, продолжают собирать деньги с родителей?

    Калина: Заявляю со всей ответственностью: при нынешнем финансировании нет необходимости собирать деньги с родителей для нужд школы ни в одной из них. К сожалению, кое у кого такая привычка сохранилась. Дайте мне номер школы и скажите, кто именно вымогал деньги. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем. Скажу о другом. Выдергивание сорняков вручную на поле - занятие эффектное, но не эффективное. Нужна грамотная обработка почвы, и тогда поле будет чистым. Нормативно-подушевое финансирование - как раз тот способ, который, надеюсь, скоро поможет всем школам избавиться от вредных привычек.

    РГ: На днях президент подписал закон о приоритете при записи в школу для детей, проживающих с ней по соседству. А если это математический или физический лицей и будущим Перельманам и Эйнштейнам, которые живут подальше, не хватит мест? Как же сохранить уникальные школы?

    Калина: Москве и Санкт-Петербургу, как субъектам РФ, дано право поделить школы на муниципальные, работающие по "дворовому принципу", и государственные, общегородские. Имеющихся 50-70 профильных школ достаточно для особо одаренных старшеклассников.

    Натворил? Молодец!

    РГ: Как идет переход на новые образовательные стандарты? Город закупил компьютеры для первоклассников?

    Калина: В первые классы поставлено 1523 комплекта компьютеров, плюс 4 тысячи для их учителей. Но суть не только в компьютерах. Важнее то, что они дают возможность ребенку на уроках не просто сидеть, пассивно сложа руки, а активно действовать. Изменилось и отношение к первокласснику. Когда учитель спрашивает: что ты натворил, он теперь не ругается, а просто интересуется, удалось ли ребенку проявить творческое начало.

    20 тысяч персональных ноутбуков получили и средние школы, во что многие еще даже не верят. Директора до сих пор спрашивают меня: "И что, они могут их домой уносить?" Не только могут, должны! Хотя бы для того, чтобы утром компьютер включать раньше, чем чайник. Компьютер меняет не только процесс обучения, но и учительство. По пути в редакцию "РГ" я заглянул в школу N 1570. Порадовался, что наряду с опытными педагогами там появилось много молодежи, причем даже парней.

    РГ: Мужчины пошли в школу?

    Калина: Намного больше, чем лет 15 тому назад! Понимаете, ноутбук не только инструмент для работы, но и характеристика труда человека, свидетельство его причастности к современности, что особенно ценят мужчины. И эта тенденция будет крепнуть, так как с новой системой финансирования меняется характер взаимоотношений в школе. Молодому педагогу, имевшему взгляды, отличные от директора, еще недавно выжить было очень трудно. Тот чувствовал себя прежде всего единственным добытчиком ресурсов для школы и вел себя часто как диктатор. Не важно, что ему не нравилось - прическа, манера одеваться или стиль преподавания, все равно уход молодого педагога был предрешен. Сейчас благополучие школы зависит от интереса к ней учеников и их родителей. Если они идут "на молодого учителя", как зрители идут на любимого актера в театр, директору приходится ценить его.

    Звонок на физкультуру

    РГ: На введение третьего урока физкультуры правительство Москвы выделило 5,2 миллиарда рублей. Во всех школах он появился?

    Калина: Эти деньги прежде всего помогли выравнять оплату труда учителей младших классов, получавших за 20 часов такую же ставку, что их коллеги в старших классах за 18. Это возмущало педагогов еще с советских времен. Москва нашла ресурсы, и несправедливость устранена. Третий урок физкультуры с 1 сентября есть во всех школах. Чтобы ребята на нем не скучали, делаем ставку на игровые виды спорта: бадминтон, теннис, шахматы...

    РГ: Споркомплексов в Москве пока не хватает. Почему бы не открыть по вечерам для всего микрорайона школьные спортзалы? Родители приходили бы туда поиграть вместе с детьми в волейбол или баскетбол...

    Калина: Если спортзал пустует, почему и в самом деле не организовать в нем семейные занятия? Подумаем с департаментом физкультуры и спорта, как это лучше сделать. Но проблема сейчас больше не в условиях для занятий, а в нехватке физруков. Дефицит возник, когда мало было уроков. Сейчас нагрузка выросла, а с ней зарплата. Следовательно, скоро и учителей физкультуры будет столько, сколько нужно.

    С чего начинается школа

    РГ: Обещанная программа ремонта и благоустройства территорий образовательных учреждений выполнена?

    Калина: Денег на капремонт в этом году было выделено как никогда много: 3,7 млрд рублей да еще 3,5 млрд - на текущий ремонт и почти 9 млрд на благоустройство. В результате капитально отремонтированы 283 образовательных учреждения, в 1970 сделан текущий ремонт. Продолжим эту работу и в 2012 году, деньги на нее в бюджете заложены. Меня больше всего радует то, что меняются школьные территории. Про театр говорят, что он начинается с вешалки, школа же начинается с входа. Встречая детей горами мусора, разве научит она их доброму и вечному?

    РГ: Анна Голубева, мать двух учеников школы N 1278, спрашивает, как попасть к вам на прием.

    Калина: Раз в месяц я веду его в департаменте, раз в квартал - в мэрии. Когда именно, можно узнать на нашем сайте. Если изложить на нем свой вопрос, скорее всего, на прием можно будет не ходить. Еще год назад по каждому обращению я в тот же день давал кому-то поручение и потом проверял, выполнено ли оно, а теперь могу и поручение не давать, а на сайте к вечеру следующего дня все равно появляется информация руководителя управления образования округа, что сделано.

    РГ: Но, может быть, человек хочет пообщаться тет-а-тет.

    Калина: Помните, какой дикой лет 10 тому назад казалась телепередача "За стеклом", герои которой жили какое-то время на виду у всех? Только сейчас я понял, что ее авторы сделали великую вещь. Они предупредили, что с появлением новых технологий вся наша жизнь будет проходить, словно за стеклом. Те же обращения на сайте и мои ответы ни них - у всех на виду. Вместо совещания по понедельникам, приезжая на которые руководители окружных управлений выбрасывали из своей жизни по дню в неделю, по пятницам провожу видеоселектор. Вместе с начальниками в нем принимают участие замы, главбухи, методисты, которые все слышат и получают напрямую поручения. Подключаются уже и директора школ и их замы. То есть все стало намного прозрачнее и эффективнее.

    Последняя очередь

    РГ: Поделитесь секретом, как удалось справиться с гигантской очередью в детские сады? Давно ли в ней ожидали места более 30 тысяч малышей, а сейчас лишь в единственном районе Москвы - Куркино, стоят всего 310 детей?

    Калина: Нам пришлось не только старую очередь ликвидировать. Но и прирост принимать: в 2008-м году, который в этом году пришел в детсады, родилось почти на 30 тысяч маленьких москвичей больше, чем в 2004-м, которые ушли в первый класс. За путевками пришли мам и пап больше на 50 тысяч. Где взяли места для всех? 14 садиков построили, еще 29 департаменту вернули из числа ранее перепрофилированных садов. В ряде школ открыли дошкольные отделения - те же садики...

    Удивительнее всего при таком дефиците было видеть огромное количество пустующих помещений в садах. Комнаты, занятые под склад, методкабинет или музей. Как на теплоходе, в двухместных каютах которого все пассажиры размещены по одному, а за бортом плещутся еще человек 100. Они умоляют: возьмите нас на борт, и слышат в ответ: "Нам и без вас хорошо". Причина такого отношения была простой: детсады финансировались не по количеству детей, а по штатному расписанию. И зачем им было брать на себя лишние заботы, когда от этого не зависели ни финансирование, ни зарплата? Вслед за школами с 1 октября мы перевели детсады на нормативно-подушевое финансирование. И сразу же обнаружилось множество свободных помещений! Теперь задача уже не заставить заведующую взять еще одного ребенка, а не допустить, чтобы она превысила норму наполняемости детских учреждений.

    РГ: Об этом как раз речь в письме в "РГ" из детсада N 831 Богородского района. Москвичка Иванова пишет: "Когда дочка пошла в среднюю группу, в ней было 16 детей. В старшей группе стало 23 ребенка, а сейчас в подготовительной - уже 30 детей в возрасте от 4,5 до 6 лет. На всех - одна воспитательница. В спальне кровати не умещаются, поставили в кухне, десять шкафчиков детских стоят в туалете. Говорят, распоряжение департамента образования набирать в группу 30 человек. Скажите, в самом деле есть такое распоряжение?"

    Калина: Нет такого документа. Есть лишь нормы СанПиНа, по которым на ребенка в садике должно быть не менее 2,5 кв. м. И, конечно же, никакой кухни в качестве спальни и шкафчиков в туалете.

    РГ: Что делается для того, чтобы к 1 сентября 2012 года снова не появилась большая очередь в детсады?

    Калина: Проблема существует. Беда в том, что при прежней застройке города в жилых районах не оставили ни одного пятна под детсады. Места же под них по тем же санпиновским нормам требуется немало - прогулочные зоны, детские площадки.... Для подбора таких участков была создана межведомственная комиссия во главе с заммэра Ольгой Голодец, которая в ручном режиме искала землю. Теперь в заделе примерно 200 площадок. Но и детей снова будет намного больше: в школу уйдет 85 тысяч, а придет 1 сентября 2012 года 128 тысяч. Чтобы мы могли принять их, строители обещают сдать в эксплуатацию к концу года 39 садиков.

    РГ: Работников детского дома творчества Северного округа волнует, не закроются ли при новом финансировании учреждения допобразования?

    Калина: Денег эти учреждения на 2012 год получат не меньше, чем не в 2011-м. Но нынешний механизм финансирования нас не устраивает. По отчетам в домах творчества занимается 700 тысяч детей, среди которых немало ребят, посещающих по нескольку кружков и посчитанных так же не раз. Огромное же количество подростков остаются вне дополнительного образования. Я считаю, что право на участие в работе кружков по интересам должно быть у каждого ребенка. Значит, нужен механизм, который поможет реализовать это право. Может быть, именной сертификат вручать или еще какой-то билет на посещение дома творчества? Или ввести электронную запись туда? Но работа дворцов и домов творчества должна стать тоже прозрачной, как стала уже в школах!

    Поделиться