Новости

21.11.2011 17:04
Рубрика: Культура

"Рынок и искусство - две вещи несовместные"

Текст: Валентина Зотикова (Саранск)

Более 30 лучших работ, созданных в последние годы мультипликаторами России и ближнего зарубежья, вошли в конкурсную программу I международного фестиваля анимационного кино "Сияжар", проходившего в Саранске. Форум собрал самые громкие имена современной отечественной мультипликации - достаточно назвать режиссера мультфильма "Кошки под дождем", двукратного лауреата премии "Ника" Алексея Демина, автора "Пластилиновой вороны" композитора Григория Гладкова и создателя популярного сериала "Маша и медведь" Олега Ужинова. О наболевших проблемах, которые волнуют сегодня российских аниматоров, корреспонденту "РГ" рассказал президент фестиваля "Сияжар", обладатель Золотой Пальмовой ветви 41-го Каннского фестиваля Гарри Бардин.

Российская газета: Гарри Яковлевич, ваши фильмы - "Летучий корабль", "Дорожная сказка", "Брэк", "Чуча", "Гадкий утенок" - знают и любят несколько поколений зрителей. А есть у вас любимые мультики из "не своих"?

Гарри Бардин: А вы думаете, я такая поганка, что только свои и смотрю? (смеется) Конечно, любимых фильмов много - "Жил-был пес", "Журавль и цапля", "Бемби"… Но я хочу опровергнуть распространенное заблуждение, будто мультипликация - удел детства. Это не так. Меня вообще не устраивает сюсюкающая формулировка "мультики". Во-первых, дети не столь глупы, чтобы с ними сюсюкать. А во-вторых, у них есть такой грех - они взрослеют... Мы делаем не мультики, а фильмы - с учетом всех современных технологий: учитываем современный звук, формат экрана, поэтому настоящее эмоциональное впечатление, задуманное режиссером, зритель получает во время просмотра в зале. Хорошее кино интересно и детям, и взрослым. Мультипликация имеет очень ценное свойство - объединять семью.

РГ: Почему сегодня зритель практически не видит ваших работ - и работ ваших российских коллег по цеху - на экране?

Бардин: А вы помните популярный лозунг начала 90-х - рынок-де все расставит по местам? Так вот, я считал и считаю, что рынок и искусство - две вещи несовместные: у них разные цели и задачи. Мы, художники, бесплатно готовы делать фильмы, лишь бы их делать - в этом наше предназначение. Но показывать анимацию по телевидению у нас сегодня невыгодно - мультипликация считается детским продуктом, а закон о СМИ исключает показ рекламы в детских передачах. А нет рекламы - нет денег. Точка. У нас сегодня дикий капитализм и, как следствие, дикое отношение к отечественному кинематографу.

РГ: Складывается парадоксальная ситуация - супераншлаги в кинозалах во время фестивальных просмотров служат убедительным свидетельством тому, что зрители хотят видеть отечественные анимационные фильмы. Но в прокате их нет. Какие меры, на ваш взгляд, могли бы исправить дело?

Бардин: Много полезного стоило бы позаимствовать и у прежней советской системы проката, приносившей, кстати, хорошие кассовые сборы. А вообще это вопрос государственной политики. Скажем, во Франции это понимают очень хорошо - там есть организация, соответствующая нашему прежнему Госкино, есть квота для иностранных фильмов, а потому на экранах нет такого засилья забугорных лент, как у нас. Мне особенно понравилось, как у них поставлено дело с мультипликацией - там воспитывают, готовят зрителя, есть даже специальная акция "Первый сеанс". Мне довелось представлять там свою "Чучу". И, знаете, - я взмок от волнения, увидев своих зрителей: это были малыши двух-трех лет, там их в шутку называют "горшочники". Они шли цепочкой, и каждый нес с собой под мышкой созданную дома подушку - Чучу. Дети посмотрели фильм дома, и теперь шли в кинотеатр, чтобы увидеть его на большом экране и пообщаться с режиссером. Это был первый в их жизни сеанс. После просмотра я побежал с микрофоном по рядам, и одна девочка через переводчика сказала: "Мне два с половиной года, я первый раз в кино. Если и второй раз будет так же - то я кино обожаю!" Большего приза я в жизни не получал. На нас лежит огромная ответственность: ведь мультипликация - это первый вид искусства, который приходит в детскую душу, от нас зависит, как дети будут относиться к кинематографу завтра.

Справка "РГ":

Главный приз детского жюри I международного фестиваля анимационного кино "Сияжар" получил мультсериал Олега Ужинова "Маша и медведь", ставший настоящим "хитом" для маленьких зрителей. По мнению "взрослого" жюри, победителем в номинации "Лучший анимационный фильм" стала работа "Воробей, который умел держать слово" режиссера Дмитрия Геллера. Лучшей режиссерской работой признан фильм "Сергей Прокофьев" Юлии Титовой. В номинации "Лучший дебют" победила Александра Шадрина с фильмом "Штормовое предупреждение". 

Культура Кино и ТВ Анимация Филиалы РГ Средняя Волга ПФО Мордовия Саранск РГ-Фото Фото: Средняя Волга
Добавьте RG.RU 
в избранные источники