У неэффективных собственников будут отбирать имущество

Завтра Госдума планирует рассмотреть проект закона о национализации имущества неэффективных собственников. Идея закона не нова, институт возмездного изъятия имущества, как и институт приватизации государственного и муниципального имущества, применяется практически во всех экономически развитых странах мира.

Например, в Германии отчуждение собственности допускается исключительно "в целях общего блага". Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Размер возмещения определяется сообразно со справедливым учетом интересов общества и частных лиц. В случае возникновения споров о размерах возмещения законом допускается возможность обращения в суды общей компетенции. В Италии, Нидерландах, Польше частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации.

Аналогичные нормы также содержатся и в российском законодательстве. Так, часть 3 статьи 35 Конституции РФ обуславливает возможность принудительного отчуждения имущества необходимостью предварительного и равноценного возмещения. Но в связи с тем, что не определен порядок ее проведения, требуется специальный законодательный акт. Разработанный группой депутатов законопроект регулирует отношения, возникающие при возмездном изъятии имущества, определяет гражданско-правовые основания такого изъятия и его процедуру, устанавливает права и обязанности участников.

В проекте закона, в частности, говорится, что изъятие может быть осуществлено исключительно при наличии закрытого перечня оснований, к числу которых относятся: угроза массовых увольнений, наличие задолженности по выплате заработной платы, снижение заработной платы работникам организации, если такое снижение нарушает заключенные между работниками и работодателями коллективные договоры и соглашения, нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам или сельскому хозяйству, решение арбитражного суда о признании организации банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства.

Согласно законопроекту в федеральную собственность может быть обращено изъятое у социально неэффективных собственников имущество, предназначенное для производства продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, а также имущество крупных, в том числе градообразующих и социально значимых организаций.

По мнению экспертов, закон необходимый, но еще достаточно сырой. Так, например, понятие неэффективного собственника, заложенное в законопроекте, достаточно оценочное. Четких критериев отнесения того или иного собственника к "неэффективным" в законопроекте нет, что может породить очередной "передел" собственности. Более того, можно ли назвать государство эффективным собственником? Ведь ему также придется привлекать кредитные средства, управлять предприятием. Есть ли у государства такие механизмы? Насколько национализация поможет преодолеть кризисные явления в экономике? На эти вопросы законопроект ответа не дает.

По словам старшего юриста юридической группы "Яковлев и партнеры" Светланы Громадской, законопроект нуждается в доработке с юридической точки зрения. Процедура изъятия имущества должна быть открытой, детально регламентированной. А перечень отраслей, на которые такой закон будет распространяться, должен быть исчерпывающим.

Эксперт также обращает внимание на то, что законопроект предусматривает возможность спора собственника с государством о размере выкупной цены. Эти споры будут разрешаться в суде. Законопроект разрешает собственнику требовать возмещения убытков и морального ущерба. Между тем неясно, о каком моральном ущербе может идти речь, если собственник - юридическое лицо.

В целом, по мнению юриста, принятие этого закона, возможно, повлияет на приток иностранных инвестиций в Россию, поскольку бизнес получит дополнительные гарантии государства.

По мнению партнера юридической фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры" Сергея Савельева, законопроект изначально несостоятелен, так как предлагает переход собственности от якобы неэффективного собственника к еще более неэффективному. Законопроект не только не гармонизирован с действующим гражданским и банкротным законодательством. К тому же в условиях рыночной экономики есть механизмы "отбраковывания" неэффективных собственников. В частности, путем банкротства активы переходят к более эффективным собственникам. В свою очередь, правовое государство посредством установления гражданско-правовых и публично-правовых запретов обеспечивает недопустимость действий должника в ущерб кредиторам, предоставляет приоритет интересам работников должника. Действующее законодательство также предусматривает санкции за задержку зарплаты. Данный законопроект подменяет механизмы свободного рынка и имеющиеся гарантии для социально незащищенных граждан государственным вмешательством. Это вполне предсказуемый законопроект, нацеленный на продолжение формирования в России госкапитализма. Однако такой строй неэффективен в сравнении с рыночной экономикой. Когда государство действует как субъект, устанавливающий правила экономической конкуренции, и одновременно как хозяйствующий субъект, оно объективно не может обеспечивать приемлемую конкуренцию, в которой так нуждается экономика.