Госдума приняла в первом чтении закон о суде по интеллектуальным правам

Госдума приняла в первом чтении чрезвычайно важный с точки зрения инновационного развития страны закон о суде по интеллектуальным правам. По мнению депутатов, второго и третьего чтения ждать осталось недолго. О том, какие последствия для развития отношений в области интеллектуальной собственности в России будет иметь рассматриваемый документ, рассуждают эксперты "РБГ".

Павел Крашенинников, председатель думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

- С увеличением числа объектов интеллектуальной собственности увеличивается и количество споров по данной проблематике. Мы считаем, что эти споры достаточно специфические и должны рассматриваться профессиональными юристами, обладающими не только юридическими знаниями, но и знаниями в сфере интеллектуальных прав. С такой инициативой выступил Высший арбитражный суд. Были внесены три законопроекта о суде по интеллектуальным правам, и один из них Госдума приняла в первом чтении.

Такие суды во многих странах называются патентными судами. Они есть в США, в Германии, Великобритании, Таиланде, Японии. Некоторые из них существуют уже достаточно долго.

Для нашей страны эта идея не нова, вспомним хотя бы закон об изобретениях в СССР, о промышленных образцах, о товарных знаках и знаках обслуживания. Там было упоминание о необходимости создания патентного суда. До этого, впрочем, так и не дошло.

Суд по интеллектуальным правам создается в системе арбитражных судов. Соответственно будет определяться его подведомственность. Он будет рассматривать по первой инстанции соответствующие споры и по кассационной. Также надо сказать, что все споры будут рассматриваться коллегиально и с привлечением соответствующих специалистов.

Поправок поступило только две. У нас в проекте указано, что суд вводится с 1 января 2012 года. Это, конечно, нереально. Может, надо вводить с 1 июля 2012 года, может быть, с 1 февраля 2013 года. Нужно также очень четко определить, как поступать с теми делами, которые уже находятся в производстве.

В законопроекте у нас записано, что судей будет 30, но мне кажется, что после вступления нашей страны в ВТО число споров вырастет и придется увеличивать число судей. Это, наверное, нужно предусмотреть в законе, чтобы нам потом не вносить поправки.

Вероятно, нужно более четко прописать статус советников, которые будут давать профессиональные консультации.

Антон Иванов, председатель Высшего арбитражного суда РФ:

- Сложности, связанные с прохождением этого законопроекта, обусловлены тем, что, по сути, это будет первый специализированный суд, который создается в нашей судебной системе. Он, в принципе, может быть создан в ближайшее время, потому что решены финансовые вопросы, связанные с его созданием, то есть соответствующие средства минфин запланировал в бюджете.

Что касается смысла и назначения этого суда, то я бы хотел обратить внимание на особый характер споров, связанных с интеллектуальной собственностью. Это заметно уже и сейчас по нашей судебной практике, число их растет и они становятся все сложнее. Особенно это касается споров, связанных с так называемой новой экономикой, в Интернете. И, конечно, когда такие дела попадают к обычному судье, он не в состоянии квалифицированно с ними разбираться. Именно поэтому необходим соответствующий суд. Сейчас мы пытаемся восполнить этот пробел. Для подготовки законопроекта мы использовали опыт ряда стран, с которым знакомились наши сотрудники. Конечно, он создавался под большим влиянием патентного суда Германии. Там есть категория советников-специалистов, которая вызвала у правительства основные нарекания, хотя, честно говоря, я не вижу повода для нареканий, потому что они спокойно существуют в Уголовно-процессуальном кодексе. В патентном суде Германии они вообще выполняют роль судей. Мы не могли себе этого позволить. У нас в Конституции четко сказано, что судья должен иметь юридическое образование, и поэтому появилась вот эта категория специалистов в области техники, которые будут находиться в штате суда. Что касается замечаний, что можно было бы этих специалистов привлекать со стороны, то мы пошли навстречу нашим патентным поверенным, которые в один голос говорят, что пусть лучше специалисты будут в штате суда. Доверия к таким специалистам будет больше.

Для создания такого суда необходимо было логистическое упрощение движения дел. Идея специализированных судов состоит в том, чтобы упростить ход дел по инстанциям. Такое упрощение сделано. Кассационная инстанция будет одна, и находиться она будет в суде по интеллектуальным правам. Это обеспечит единство судебной практики.

Игорь Дроздов, директор по правовым вопросам Фонда "Сколково":

- Успех инновационного центра "Сколково" нужно измерять стоимостью интеллектуальной собственности, которая будет создаваться в этом центре. Одна из наших задач помогать тем компаниям, которые пришли к нам осуществлять исследования. Таких компаний уже 150.

Сегодня рынок интеллектуальной собственности РФ не очень развит. Если посмотреть динамику судебных споров, то можно увидеть, что их качество растет, но основная часть приходится на споры, касающиеся товарных знаков. Хочу сказать, что применительно к участникам проекта "Сколково" ситуация несколько иная. Компании волнуют не столько вопросы, связанные с приобретением товарных знаков, сколько то, что связано непосредственно с исследовательской деятельностью, а именно получение патентов на изобретение, регистрация программ для ЭВМ и так далее. В судах все больше споров, связанных с нарушением авторских прав в Интернете, использованием информационных технологий.

Компании, которые к нам приходят, в основном созданы людьми, получившими большой опыт работы за рубежом, в частности в США. И свои первые результаты интеллектуальной деятельности они получили именно там. Именно там, в Американском патентном ведомстве, они осуществляли регистрацию своих прав. И сейчас, приходя в Россию, они, конечно, обеспокоены тем, чтобы их права защищались на должном уровне, на том, к которому они привыкли на Западе.

Мы убеждены в том, что в суде должны работать юристы, которые занимаются сугубо вопросами интеллектуальной собственности. Ну и, конечно, полноценную юридическую консультацию, на мой взгляд, без технических знаний дать невозможно. Здесь необходима помощь технических специалистов. Причем речь не идет о каких-то поверхностных технических знаниях. Для того чтобы дать ценную консультацию, нужно быть специалистом достаточно высокого уровня именно в нужной области и быть знакомым с основами законодательства в области интеллектуальной собственности.

Мы поддерживаем идею размещения данного суда в инновационном центре "Сколково". Если соответствующий законопроект будет принят и Высший арбитражный суд посчитает возможным разместить суд у нас, мы с радостью примем это предложение. Мы могли бы создать самый инновационный суд в России. Мы могли бы привлечь одно из западных архитектурных бюро для проектирования здания суда в "Сколково". И, конечно, мы заинтересованы в скорейшем принятии закона. Суд мог бы занять центральное место в инфраструктуре инновационного центра.