Судя по последнему рейтингу "ОПОРЫ России", условия для развития предпринимательства в Воронежской области улучшились - с 35 места регион поднялся на 19-е. Однако эксперты отмечают здесь жесткое административное давление и коррупционность, а сами бизнесмены, если судить по выступлениям на I форуме предпринимателей области, доказывают, что и вовсе балансируют на грани вымирания.
Исследование "предпринимательского климата" в сорока субъектах Федерации по заказу общероссийской общественной организации провели Евразийский институт конкурентоспособности и консультационная компания Strategy Partners Group. Среди передовиков оказались Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область.
В целом две трети опрошенных руководителей компаний назвали свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса. Но ключевые проблемы сектора не меняются: предпринимателям не хватает денег, квалифицированных кадров (инженеров и рабочих), тарифы на электроэнергию высоки, а новые энергетические мощности малодоступны.
Более половины опрошенных полагают, что региональные власти уделяют развитию малого и среднего бизнеса недостаточно внимания. Целевыми программами поддержки охвачено весьма скромное количество предприятий, специальная инфраструктура - бизнес-инкубаторы, промышленные парки, гарантийные фонды - используется неэффективно. И, наконец, пятая часть респондентов призналась, что "практикует неформальные выплаты чиновникам". Самые коррумпированные сферы, согласно результатам исследования, - госзаказ, госконтроль и распоряжение земельными участками.
- Воронежская область находится на средних позициях по доступности земли (10 место), производственных и складских помещений (15-е), а также офисных (21-е), - сообщил советник президента "ОПОРЫ России" Азат Газизов. - По кадрам и инфраструктуре показатели тоже приличные, но вот по административному климату - провал. Регион занял 36-38 места по взяткам чиновникам, давлению на бизнес со стороны проверяющих инстанций, правоохранительных органов и криминала. Неутешительны данные по доступности оборудования, комплектующих и бизнес-услуг. По оценке опрошенных предпринимателей, их зависимость от власти усилилась.
Не ушла и вечная головная боль - оформление разрешительных документов. Воронежское "единое окно" как следует не заработало, сбор бумаг и подписей растягивается на месяцы.
- Скоро опробуем новый механизм, когда подлинники документов сдают в "единое окно", а затем в течение месяца организуют заседание комиссии из представителей нужных ведомств, и все разом ставят подписи. С рядом структур есть договоренности о сокращении сроков согласования до 15 дней, - добавил оптимизма председатель регионального отделения "ОПОРЫ" Сергей Наумов.
Но серьезные подвижки станут возможны только тогда, когда муниципалитеты будут "кровно" заинтересованы в развитии бизнеса, убеждены предприниматели. То есть если налоги от их деятельности станут поступать в местные бюджеты.
Пока же малый бизнес - а наиболее активные его представители в регионе заняты торговлей - вынужден доказывать свою общественную полезность. Яркий пример - давнее противостояние мэрии Воронежа и владельцев киосков и павильонов. Городские власти под эгидой благоустройства принимают нормативные акты, ограничивающие размещение таких "времянок" на центральных улицах. Бизнесмены яростно сопротивляются - судятся, пикетируют административные здания и даже идут врукопашную, если их киоск начинают сносить. В начале ноября за торговцев вступились антимонопольщики, признав нарушением Федерального закона "О защите конкуренции" тот факт, что многие нестационарные объекты не были включены в городскую схему. По подсчетам воронежского "Объединения предпринимателей", за рамками этой схемы осталось две трети действующих объектов уличной торговли.
- А те, что вошли в список, практически не могут оформить разрешения: собрать все четыре необходимых документа в срок нереально. Договоры аренды участков, например, просто не заключаются, - рассказала исполнительный директор объединения Ирина Горелова. - Проект нового постановления о работе нестационарных объектов сырой: предполагается, что право на размещение "времянки" приобретается по конкурсу, а такая процедура не создана. Разрешительный документ должен быть один, а срок его действия следует увеличить до пяти-десяти лет (в зависимости от типа объекта), чтобы затраты окупались. И пусть киоски и павильоны, которые уже стоят законно и никому не мешают, останутся на месте (мэрия планировала сохранить в центре Воронежа только ларьки с цветами, газетами и мороженым. - Прим. "РГ").
Что касается райцентров, то здесь мелкая торговля страдает не столько от нормотворчества властей, сколько от активности крупных компаний.
- У нас в Поворине меньше 15 тысяч жителей, так уже четвертый сетевой магазин открылся! Представьте, сколько от этого пострадает ларьков шаговой доступности, - привел пример индивидуальный предприниматель Иван Глушко.
А его коллега Александр Синюков напомнил об абсурдных требованиях монополистов - поставщиков газа: за отопление магазина платить по счетчику не дают, требуя за сто дней до Нового года подать заявку на будущее потребление - по месяцам. Не выбрал за зиму лимит - неустойка. Превысил план - "чуть ли не отключением грозят".
В бизнес-сообществе еще не смирились с повышением тарифа страховых взносов в социальные фонды с 2011 года с 14 до 34 процентов и продолжают ратовать за их снижение хотя бы до 20. А впереди новое потрясение - с 2014-го предполагается отменить единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который платит подавляющее большинство малых предприятий. Им предстоит перейти на "упрощенку", которая, по мнению председателя комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты Воронежской области Ильи Ерихонова, увеличит налоговую нагрузку на многие фирмы в четыре-семь раз.
Между тем микробизнес сможет воспользоваться патентной системой налогообложения. Раньше воронежские предприниматели выступали за нее. Предлагали принять региональный закон, чтобы предприятия с минимальным штатом могли покупать налоговый патент на определенный срок. Теперь же систему внедрят на уровне страны - чем плохо?
- Это было бы удобно тем, у кого не более 15 сотрудников, а работа, к примеру, сезонная. Но в законе прописали невыгодные условия, - пояснила президент Гильдии пекарей и кондитеров области Марина Лютикова. - Ограничение по штату - до десяти человек, по площади торгового зала - десять квадратных метров. Но это смешно! Ничего не сказано про кассовые аппараты, тогда как ЕНВДшникам можно было их не иметь... То же самое - с бухучетом: представьте, что значит лишний сотрудник-бухгалтер для микропредприятия. Если уж единый налог нельзя сохранить, сделайте патентную систему более доступной и простой!
При этом в налоговой службе полагают, что бороться против отмены ЕНВД нет смысла и лучше заняться определением оптимального размера патента. Благо время еще есть.
Каждый год воронежские предприниматели отмечают рост доли малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте. По сведениям облправительства, она достигла 40 процентов, в общероссийской общественной организации считают, что 20. И сетуют на сокращение количества реально работающих предприятий и организаций.
По данным, которые собрал гендиректор одного из рекламных агентств Юрий Пульвер, в 2010 году в Воронеже закрылось девять тысяч фирм, в основном малых:
- Понятно, что часть их - "однодневки", созданные для обналичивания средств. Но не все! На рынке наружной рекламы игроков стало меньше на треть. Почти половины членов лишилась за пару лет Гильдия пекарей и кондитеров. И 3,5 тысячи предпринимателей, занимавшихся торговлей алкоголем, ушло в подполье из-за ужесточения законодательства в этой сфере.
Трагический пафос несколько снизил начальник отдела налогообложения юрлиц УФНС по Воронежской области Сергей Четверяков, подчеркнув, что закрывались главным образом фирмы, прекратившие деятельность несколько лет назад. Прежде они годами сдавали нулевую отчетность или не предоставляли ее вовсе.
- Уменьшения количества предпринимателей нет - нет и роста. В регионе 57,5 тысячи организаций (из них к малому и среднему бизнесу можно отнести 50 тысяч) и примерно столько же ИП. Более 60 тысяч ИП у нас не может появиться физически. И на половине организаций можно смело ставить крест - это "нулевики", которые не ликвидируют фирму просто из-за сложности процедуры, - отметил Сергей Четверяков.
Представитель областного управления Пенсионного фонда Вячеслав Великанов добавил, что в первой половине 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом 2010-го, предприятий, отчитывающихся в ПФР (то есть и впрямь "живых"), стало на 2,5 тысячи больше, а зарплаты в целом "динамично растут".
Елена Блинова, директор салона красоты:
- За последние три года наш бизнес, который со стороны кажется легким и приятным, "просел" примерно на 20 процентов. Посетители спрашивают: "Откуда у вас такие цены?", но они не задумываются о том, что мы, как и все, платим кучу сборов. За вывоз мусора, охрану окружающей среды, использование музыкальных произведений... Я пользуюсь ЕНВД - по "упрощенке" было бы, возможно, дешевле, но готова переплачивать, привыкнув к простоте расчетов. Моему делу десять лет, а нормальным планированием заниматься вечно некогда: каждый новый год дарит нам изменения в законодательстве. Тем не менее мы очень благодарны государству - не расслабляемся, становимся все изобретательнее.