Бюджет РФ готов выдержать падение цен на нефть до 60 долларов

Российские власти готовы к повторению кризиса. И уже просчитали разные сценарии падения цен на нефть вплоть до 93 и даже 60 долларов за баррель, заверил вчера и.о. министра финансов Антон Силуанов.

А со следующего года, по его словам, начнется выработка мер, которые позволят перераспределить расходы казны и увеличить доходы регионов. Для пополнения бюджетов территориям предложат отказаться от некоторых налоговых льгот. Секвестр бюджета, то есть резкое урезание расходов, дал понять и.о. министра финансов, правительство в числе возможных вариантов не рассматривает.

Он напомнил, что в этом году ситуация складывается неплохо. Доходы казны превысят ее расходы на 0,4 процента ВВП, в очередной раз повысил планку по профициту Силуанов. И сразу добавил: "Но мы не тешим себя иллюзиями. Весь профицит будет направлен на снижение займов на внутреннем рынке". То есть залезать в долги правительство на всякий случай не станет.

И, судя по словам Силуанова, некоторое падение цен на нефть Россия переживет относительно спокойно. Так, если они опустятся с заложенных в бюджете 100 долларов за "бочку" до 93 долларов, то не будет пополняться Резервный фонд, объяснил Силуанов, выступая на "Финансовом форуме России", организованном газетой "Ведомости". В 2012 году в эту "копилку", подсчитал он, должно быть направлено 512 миллиардов рублей.

Если же нефть упадет до 60 долларов, дефицит бюджета вырастет до 5-6 процентов от ВВП против заложенных 1,5 процента, прогнозирует и.о. министра финансов. Но и это не станет крахом. Спасением будут как раз накопленные "подушки безопасности". К концу этого года они составят в общей сложности 3,3 триллиона рублей (1,7 триллиона - в Резервном фонде, 2,6 триллиона - в Фонде национального благосостояния). Но даже в этом случае, утверждает он, от взятых обязательств государство не откажется. "Самое главное в период турбулентности с точки зрения бюджета - выполнение обязательств, - пояснил он. - Если пересматривать их, это создает еще больше негатива. Возникает непонятная ситуация с инвестиционными проектами, на рынке труда".

Каждый доллар в цене нефти дает казне примерно 55 миллиардов рублей, рассчитал Силуанов, отвечая на вопрос о том, когда все-таки нам реально будет "светить" секвестр. Соответственно, накопленных средств хватит, чтобы не "резать" бюджетные расходы до тех пор, пока нефть не опустится еще на 60 долларов - до 30-40 долларов. Но при этом, уточняет и.о. министра финансов, надо будет говорить о другой экономической среде, не будет экономического роста, мы получим высокую инфляцию. Но такого сильного падения котировок, надеется он, все-таки не случится.

Каждый доллар в цене нефти дает российскому бюджету примерно 55 миллиардов рублей доходов

А вот для более мягкого сценария, судя по словам Силуанова, арсенал антикризисных инструментов наготове. У бюджета, правда, не будет возможности, как в прошлый раз наращивать расходы на борьбу в кризисом, признал он. Но точечные меры поддержки предусмотрены. Госгарантии на поддержку отдельных предприятий составляют 110 миллиардов рублей, еще 200 миллиардов рублей заранее "припасенных" средств можно будет перераспределить и направить на помощь наиболее незащищенным гражданам или системообразущим предприятиям, перечислил он. И напомнил, что формально действие многих антикризисных мер до сих пор не отменили. А это значит, что ситуация, когда в 2009 году почти полгода ушло на внесение изменений в бюджет и из-за этого тормозилось выделение необходимых экономике средств, не повторится, заверил Силуанов.

Правда, предупреждают эксперты, повторение кризиса грозит не только падением цен на нефть, но и усилением оттока капитала. И это, в свою очередь, приводит к давлению на национальную валюту. При этом самое узкое место российской экономики - отсутствие доверия, напомнил глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Что, по его мнению, вызвано непоследовательными решениями в бюджетной и налоговой политике. Восстановить доверие, советовал Гурвич, могло бы обнародование правительством мобилизационного плана, а также принятие строгих бюджетных правил, не допускающих принятие необеспеченных расходов и снижения налогов без указания источника компенсации таких шагов. Объявление таких мер, полагает эксперт, помогло бы привлечь в страну капитал. Привлечение инвесторов - ключевой вопрос для российской экономики, соглашается гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

Силуанов предложение Гурвича отвергать не стал. Хотя и уточнил, что так или иначе любые расходы можно обеспечить заимствованиями, перераспределением налогов. Но тут же признал: минфин беспокоит, что увеличивается ненефтяной дефицит бюджета. Десять лет назад он был всего один процент ВВП, сейчас эта планка поднялась до 11 процентов ВВП. Но в трехлетнем бюджете поставлена цель постепенно снизить ненефтяной дефицит бюджета до 9 процентов ВВП, рассказал он. В и следующем году начнется большая работа по так называемой консолидации бюджета. О том, какие именно решения в этом плане будет готов предложить минфин, Силуанов уточнять не стал. Но дал понять, что они будут направлены, прежде всего, на решение структурных проблем вроде ситуации с Пенсионным фондом.

Прояснил Силуанов и свою точку зрения относительно перераспределения доходов между центром и регионами. Он настаивает, что решением вопроса не может быть замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Переданные регионам дополнительные налоговые источники должны равномерно ложиться по территории страны, приводит свой аргумент Силуанов. А подобный налоговый "размен" этого не обеспечит, разрыв в обеспеченности регионов собственными средствами вырастет. Кроме того, подчеркивает Силуанов, перераспределение доходов должно быть увязано с перераспределением полномочий. Что, впрочем, совсем не означает, будто все идеи по этому поводу рассмотрению не подлежат. В этом году принято решение о передаче на федеральный уровень поступлений от алкогольных акцизов в 60 миллиардов рублей - в связи с финансированием из бюджета расходов на содержание полиции, напомнил Силуанов. В принципе, не исключает и.о. министра финансов, эти деньги можно вернуть регионам. Но при условии передачи им и некоторых обязательств. Но пока минфин все-таки продвигает предложение об отмене некоторых региональных льгот, которые могут поддержать бюджеты территорий. В следующем бюджетном цикле, то есть при обсуждении проекта бюджета на 2013-2015 годы такие подходы начнут обсуждаться, обещал Силуанов. Отменять льготы будут постепенно. Но в первую очередь, по его словам, речь может идти об отмене для предприятий льгот по налогу на землю и на имущество организаций. Кроме собственно роста налоговой базы такой шаг станет стимулом для того, чтобы некоторые организации-льготники, в том числе подведомственные минобороны, активнее вели работу по инвентаризации своего имущества, объясняет Силуанов.