Сергей Нарышкин: Президент и правительство работают на основе единой программы

Глава администрации президента России Сергей Нарышкин заявил, что государство будет сохранять приоритетным социальное развитие страны.

Через 10 дней народ пойдет на выборы, и кто окажется у власти? Каких министров наберет новый премьер - молодых или старых? А если цены на нефть вдруг рухнут, не обвалятся ли социалка и пенсии? Людей многое волнует. Тем важнее узнать мнение человека, работающего на самом высоком этаже власти. Специально для "Российской газеты" интервью у Сергея Нарышкина взял член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский.

Михаил Барщевский: Сергей Евгеньевич, насколько оправданы циркулировавшие до съезда партии слухи о противостоянии администрации президента и аппарата правительства?

Сергей Нарышкин: Источниками слухов являются люди, желающие казаться в глазах окружающих информированными, имеющими особые источники информации.

Этим грешат горе-эксперты и горе-журналисты. Могут быть и иные, намного более корыстные причины.

Применительно к вашему вопросу, я совершенно определенно заявляю, что никакого противостояния не было. Хотя бы потому, что для него нет почвы. Аппарат правительства и администрация президента - две структуры, которые обеспечивают работу двух высших институтов государственной власти.

Президент и правительство работают согласованно, на основе единой программы, опираясь на общую политическую платформу.

Барщевский: То есть, другими словами, для возникновения такого противостояния необходимы противоречия между руководителями президентской и правительственной власти?

Нарышкин: Чисто теоретически причина могла бы быть такой. Но вы же знаете, говорить о противоречиях между президентом и председателем правительства безосновательно. И других причин субъективного характера для возникновения, как вы сказали, противостояния - нет.

Да, действительно, по каким-то определенным вопросам у аппарата правительства и администрации президента могут возникать разные точки зрения, но это же нельзя назвать противостоянием. Наличие разных точек зрения - это нормальное и даже положительное явление в любой, в том числе и в управленческой работе.

Барщевский: Недавно Владимир Владимирович Путин произнес слова "наша команда". Раньше он их не употреблял. Кто противостоит команде Медведева - Путина, Путина - Медведева?

Нарышкин: Термин "команда" можно воспринимать как в узком, так и в широком смысле этого слова. В узком смысле - это управленческая команда в органах государственной власти, в экономической сфере и других секторах общественной жизни.

Вместе с тем эта управленческая команда опирается на широкую политическую платформу в лице прежде всего партии "Единая Россия". На мой взгляд, такая конструкция является устойчивой политической командой уже в широком смысле. Очевидно, что с ней конкурируют те политические партии, которые сейчас борются за места в Государственной Думе.

Барщевский: В преддверии выборов было принято довольно много социальных решений, усиливающих нагрузки на бюджет. А что будет, если мировой кризис собьет цены на нефть? Как будут выполняться эти социальные обязательства? Путин всегда выполнял данные социальные обещания, но сейчас они лягут уже на правительство Медведева.

Нарышкин: Я бы несколько скорректировал ваш вопрос. Вы сказали, что социальные обязательства были приняты в преддверии выборов. На самом деле это не так. Наше государство по Конституции является социальным. На протяжении последних десяти лет президент и правительство принимали решения в интересах развития прежде всего социальной сферы, в пользу менее защищенных слоев населения: пенсионеров, ветеранов, детей, многодетных семей и т.д. Внимание государства к вопросам социального развития страны не носит предвыборный характер, является приоритетом и, я уверен, сохранится в дальнейшем.

Барщевский: Хочу засвидетельствовать, что для меня было абсолютно парадоксальным решение руководства страны в 2008 году, когда грянул кризис и бюджет начал трещать по швам, принять, казалось бы, абсолютно самоубийственное решение о подъеме пенсии на 45 процентов. Многие эксперты категорически против этого возражали. Но Путин взял это на себя, исходя не из экономических соображений, а понимая, что самые незащищенные - это пенсионеры, им в кризис нужно помочь. Тогда сработало: бюджет не рухнул, пенсионеров спасли. А что будем делать, если упадут цены на нефть?

Нарышкин: Во-первых, доля так называемых нефтегазовых доходов в консолидированном бюджете страны постепенно сокращается. Конечно, не такими быстрыми темпами, как нам хотелось бы, но сокращается. Сегодня доля сбора налога на добычу полезных ископаемых, поступающих в консолидированный бюджет государства, составляет 21 процент. Наиболее значительные поступления в бюджет составляют сборы налога на прибыль.

Кроме того, существенно выросли сборы налога на добавленную стоимость. Собираемость этого налога в 2011 году, по сравнению с таким же периодом прошлого года, выросла на 37 процентов. А если взять за базу 2009 год, то на 50 процентов.

Барщевский: Это же одновременно свидетельствует о некотором оживлении экономики, не только о хорошей работе налоговой службы?

Нарышкин: Вы делаете правильный вывод. Кроме того, приведенные цифры свидетельствуют о постоянном сокращении доли нефтегазовых доходов в консолидированном бюджете. Поэтому, я полагаю, что падение цен на нефть, если оно не будет запредельным, не станет критичным для российской экономики. К тому же правительство и другие органы власти уже научились эффективно функционировать и в условиях кризисных явлений. Мировой экономический кризис 2008-2009 годов показал, что мы вполне способны сформировать и реализовать такую антикризисную программу, которая позволит с наименьшими издержками выйти из любой ситуации.

Барщевский: Вас не беспокоит, что сегодня на политическом поле с правой стороны - зияющая пустота? Ведь при этом автоматически происходит крен всего общества влево.

Нарышкин: Вы согласитесь с тем, что политический ландшафт в стране формируется прежде всего на основе тех политических настроений, которые существуют в обществе. Относительно невыразительная правая часть политического поля как раз и объясняется слабостью таких настроений. Но существует и чисто субъективный фактор - это лидеры. Правому флангу явно не хватает эффективных и ответственных лидеров. К сожалению.

Барщевский: Скажите, есть ли планы по расширению избирательного поля? Например, выборы шерифов, губернаторов, сенаторов, судей. Ведь за последние 10 лет сам перечень избираемых субъектов резко сократился.

Нарышкин: Вы задаете вопрос мне как руководителю администрации президента. В этом качестве я могу лишь напомнить, что право объявлять о таких планах принадлежит президенту Российской Федерации, и в последние годы по инициативе президента были внесены существенные изменения в политическую систему, и чаще всего такие инициативы президент высказывал в посланиях Федеральному Собранию.

Барщевский: Вы хорошо знаете Дмитрия Анатольевича, вы с ним бок о бок три с половиной года. Он сказал, что будет формировать новое правительство в случае, если "Единая Россия" победит на выборах. Рискните предсказать средний возраст министров правительства Медведева.

Нарышкин: Могу предположить, что этот показатель будет ниже, чем средний возраст членов действующего кабинета. Но не это самое главное. В основе успешной работы любого министра лежат такие качества, как компетентность, новаторство, способность руководить большим коллективом умных и профессионально подготовленных людей.

Барщевский: Предположим, что КПРФ наберет на выборах 51 процент. Что произойдет?

Нарышкин: Мы с вами не верим в фантастические прогнозы. Но главное, я убежден, что и в КПРФ не очень-то хотят развития ситуации по такому фантастическому сюжету.

На мой взгляд, в стране пока есть только одна политическая сила, которая не боится ответственности за настоящее и будущее развитие страны и способна эту ответственность нести.

Материал подготовлен совместно с Ассоциацией юристов России