В Северодвинске были подписаны последние контракты гособоронзаказа 2011 года на строительство предприятиями Объединенной судостроительной корпорации подлодок класса "Ясень" и "Борей".
Это поставило точку в отношении гособоронзаказа для судостроительных компаний на 2011 год. Первые договоренности были достигнуты еще летом этого года, но потом сроки подписания договоров срывались несколько раз. Представители Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявляли, что условия минобороны, которое предлагало рассчитывать стоимость строительства без учета инфляции, крайне невыгодны для судостроителей и предполагают работу с отрицательной рентабельностью. Наконец, после долгих обсуждений, пакет контрактов был утвержден.
Миллиардные соглашения
По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, такая проволочка возникла еще и из-за того, что некоторые документы требовали предоставления дополнительных калькуляционных расчетов от производителей.
- Как известно, подводные лодки - это сложнейшие технологические комплексы, - сказал он. - А на поставке оборудования для многих объектов завязаны сотни компаний-поставщиков. С этим и была связана сложность в предконтрактной работе.
Также он отметил, что сегодня идет прогресс в российском судостроении.
- На подписании сейчас находятся три подводных ракетоносца. Это небывалый случай за последние десять лет, - заключил он.
С ним согласен и вице-премьер России Сергей Иванов. По его словам, в государственной программе вооружения на 2011-2012 годы предусматриваются невиданные ранее средства - свыше 20 триллионов рублей, а свыше четырех триллионов ассигнуется на перевооружение морского флота.
- Действия подписанных контрактов рассчитаны надолго, некоторые из них будут выполняться до 2016 года, - отметил Сергей Иванов. - Я бы не хотел, в силу ряда причин, озвучивать конкретные суммы, но могу сказать, что только в этом году предприятия Объединенной судостроительной корпорации получат свыше 10 миллиардов рублей согласно общим контрактам.
Примерная сумма пакета подписанных контрактов называется в пределах 280 миллиардов рублей. Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко точную цифру не сообщил, но уточнил, что ценой в компании остались довольны, а подписанные контракты позволяют загрузить предприятия аж до 2022 года.
На воде
Прежде всего, достигнутые договоренности связаны с проектированием и строительством атомных подводных лодок четвертого поколения. Так, с проектантами минобороны подписало контракты на разработку кораблей новых модификаций: с морским бюро машиностроения "Малахит" - по многоцелевым АПЛ "Ясень-М", с ЦКБ морской техники "Рубин" - по стратегическим ракетоносцам проекта "Борей".
По заказу военного ведомства "Севмаш" построит подлодку "Казань".
С центром судоремонта "Звездочка" подписано дополнительное соглашение к контракту на ремонт стратегического атомного подводного ракетоносца "Новомосковск". Все предыдущие пять крейсеров данного проекта уже прошли здесь модернизацию.
Два контракта заключены и по надводной тематике. Санкт-петербургское предприятие "Адмиралтейские верфи" построит спасательное судно проекта 21300. Также минобороны подписало контракт с ОСК на разработку сокращенного технического проекта модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов", который также базируется у причала "Севмаша".
Поводя итоги встречи, было сказано о том, что все проблемы заключения контрактов в 2011 году были проанализированы и сделан вывод: теперь решение о размещении госзаказа будут принимать раз в три года. Это должно позволить предприятиям более четко планировать и строить свою работу. К 1 декабря после заседания военно-технической комиссии правительства РФ будет сформирован проект гособоронзаказа до 2014 года.
И на суше
- Мне очень приятно, что наряду с военно-морским подписаны крупные контракты с нашими гражданскими заказчиками, такими как "Лукойл" и "Газпром", - сказал Сергей Иванов. - Это создает для ОСК крепкую основу на трех направлениях: крупном оборонном заказе, военно-техническом сотрудничестве и гражданском судостроении.
Заказы в гражданской сфере строительства сегодня не менее важны для предприятия, чем оборонная отрасль.
- В недавнем прошлом объем гражданского партнерства с ОСК практически был равен нулю, - сказал Игорь Сечин. - Сейчас 17 процентов занимает гражданский сектор в объединенном портфеле заказов корпорации.
В Северодвинске президент "Лукойла" Вагит Алекперов подписал с проектантами и судостроителями пакет контрактов по ледостойкой стационарной платформе для месторождения им. Филановского на Северном Каспии.
В число подрядчиков вошли также компании "Глобалстрой-Инжиниринг" и "Красные баррикады". Они должны обеспечить разработку и строительство объектов обустройства месторождения имени Филановского, таких как центральная технологическая платформа, платформа жилого модуля и переходных мостов.
Гендиректор ЦС "Звездочка" Владимир Никитин и заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Ананенков подписали акт о завершении ходовых испытаний самоподъемной плавучей буровой установки "Арктическая".
На настоящий момент на ней завершены строительно-монтажные работы, проведены заводские ходовые испытания. Буровая установка подготовлена к переводу до места постоянного базирования в порт Мурманск, где силами заказчика будут выполнены работы по вводу в эксплуатацию комплекса бурового оборудования. Перевод "Арктической" в Мурманск запланирован на третью декаду ноября.