Начавшись спецпроектом "Полнолуние", прошедшим в Сочи, "Территория" на пять дней переместилась в ноябрьскую Казань, которая активно принимала начинающих актеров со всей страны.
Наверное, впервые за всю историю существования фестиваля "искусство завтра" в программе событий одержало победу над "искусством сейчас". Абсолютным приоритетом "Территории" оказалась образовательная часть. Стратегией фестиваля стало не просто расширять границы представлений о театре, но и попробовать объяснить, почему это расширение столь необходимо. Не просто показать образцы наиболее живых театральных течений, но и позволить студентам-актерам со всей России хоть ненадолго стать частью актуального процесса. Расширение сознания путем провокации, путем разрушения всех возможных догм, прочно укрепившихся в умах еще совсем молодых людей.
"Территория" вовлекла студентов в показы-читки современной драматургии, состоявшиеся в различных "говорящих" пространствах: в анатомическом театре при медицинском университете - пьеса Максима Курочкина "Сломанные (бедные в космосе)", во дворце земледелия - "Поле" Павла Пряжко, а на спортивной арене - "Развалины" Юрия Клавдиева.
"Переворачивать" понимание студентов о театре с семинарами и мастер-классами приехали Михаил Каминский, Андрей Ураев, Григорий Леваков и другие. Центральным же эпизодом программы-школы стали встречи с Климом, легендарным маргиналом начала 90-х, автором более тридцати теоретических работ и пьес, лауреатом премии ЮНЕСКО. Его мастер-классы преследовали почти недостижимую цель - донести до студентов свободу восприятия действительности. Через текст, через тело, через звук, через отдельное слово. Клим проводил в Казани свои знаменитые лекции-исповеди-проповеди, повсеместно провоцирующие, а порой компрометирующие молодых слушателей и участников происходящего. "Твоя левая нога выходит из бездны, твоя правая нога ее провоцирует". Цель - не научить, а передать энергию, форсировать внутреннюю способность каждого к неиллюзорному освобождению. "В жизни мы знаем чувства и не знаем сюжета, в театре происходит все с точностью до наоборот. Режиссер подсказывает смысл, одевает, сглаживает... но без актерской осознанности абсолютно все теряет смысл..." Студенты атаковали Клима вопросами "Как же теперь играть?", обескураженные и почти доведенные до слез его методом работы, а в ответ слышали : "Не смотри на прошлое. Дай шанс судьбе. Иди через туман". В конечном итоге каждый, кому выдался шанс поработать с Климом, усвоил что-то сугубо индивидуальное, зато навсегда.
Нещедрая на события и от этого особенно ценная часть фестиваля "Искусство сейчас" завершилась спектаклем "Вертикальная дорога" известного британского хореографа Акрама Хана, собравшего специально для этого проекта танцовщиков из разных частей света. "Вертикальная дорога" - это объединение двух философских традиций, двух противоположных мировосприятий. Вся история человеческой культуры от единого пульса племени до одинокой изоляции. От общего ритма гармонии до рваной динамики личного переживания. Это попытка понять, почему общая вертикаль однажды проиграла собственному "горизонтальному" проживанию и человек до сих пор мечется в поисках утраченной гармонии. Танец истории человека и человечества в пространстве единого смысла.