Эксперт: Пенсии работавшим в советский период надо платить из доходов энергокомпаний

Государство пока предпочитает проблемы социальной сферы решать за счет повышения налогов для бизнеса. Бизнес-сообщество с этим не согласно, предлагая свой рецепт решения накопившихся социальных проблем. О предложениях бизнеса "РГ" рассказал президент "Деловой России" Александр Галушка.

- Александр Сергеевич, почему бизнес сейчас проявляет такой интерес к социальной сфере?

- Интерес бизнеса к состоянию социальной сферы подхлестнуло повышение до 34% ставок страховых взносов, которое было мотивировано необходимостью решения социальных проблем, в частности - дефицита Пенсионного фонда и модернизации медицинской системы. Это сильно ударило по бизнесу. Возникло желание посмотреть, что происходит в социальной сфере, каких новых ударов нам ждать и почему используется худшее из всех решений - повышение налогов.

- К каким последствиям привело повышение ставок страховых взносов?

- Барометр "Деловой России" перед повышением страховых взносов зафиксировал двукратное увеличение зарплат "в конвертах". Кроме того, по оценкам минэкономики, повышение страховых взносов привело к замедлению роста ВВП на 0,5-0,7%. Очевидно, что пределы повышения налоговой нагрузки исчерпаны. Бизнес, экономика реагируют на такое повышение замедлением темпов роста, и дальнейшее повышение налогов означает только одно - скатывание экономики в стагнацию.

- Добилось ли государство увеличения сборов в Пенсионный фонд?

- В Пенсионный фонд, да. Но у нас очень большой бюджетный и государственный сектор. Мы просто переложили деньги из одного государственного кармана в другой. Ведь, для того чтобы заплатить эти взносы в Пенсионный фонд за госслужащих, военнослужащих, врачей, закладываются соответствующие расходы в госбюджет. Кроме того, само повышение ставок страховых взносов снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Значит, мы недополучаем налог на прибыль. Как я сказал, тормозится экономика, и мы недополучаем те налоги, которые получили при ее росте. И если посчитать с точки зрения общего бюджета страны, то эффект нулевой.

- Какие основные проблемы в социальной сфере выделяет бизнес?

- Первое - очень серьезная, тяжелая, беспрецедентная демографическая яма, в которую падает Россия. Это несет угрозу снижения числа рабочих рук, увеличения дефицита пенсионной системы, а значит, и угрозу роста налогов для бизнеса. Потому что государство опять может пойти по пути легких с точки зрения принятия, но тяжелых с точки зрения последствий решений. А именно решения о повышении налогов.

Второе - низкая качественная занятость населения. Занятость это не столько социальная проблема, сколько экономическая, с серьезнейшими фундаментальными социальными последствиями. Мы проводили реформирование экономики в течение 20 лет в треугольнике так называемого вашингтонского консенсуса: приватизация, либерализация, стабилизация. В итоге 20 лет реформ такого рода новейшая российская экономика отстает по производительности труда точно так же, как и плановая советская. В результате плохая работа не может дать хорошую зарплату. И как бы мы ни пытались социальными пособиями, социальной помощью эту проблему решить, никогда пособий и помощи не хватит на всех людей, и они не смогут заменить высокопроизводительные, а потому высокооплачиваемые рабочие места, создаваемые современным российским и иностранным бизнесом.

Третье - комфортные условия существования для бизнеса, который эксплуатирует пороки населения. А именно табачного и бизнеса, который производит крепкий алкоголь. В России одни из самых низких в мире акцизов на табак и крепкий алкоголь. Россия занимает первое место в мире по потреблению табака и крепкого алкоголя. Эти два фактора вносят основной вклад в смертность среди мужчин трудоспособного возраста, она у нас на уровне африканских стран. И положение, когда это сочетается с аномально низкими акцизами на табак и крепкий алкоголь, на наш взгляд, неприемлемо.

- Каким образом вы предлагаете эти проблемы решать?

- Прежде всего демография. Никакая миграция (при всей ее важности, при том, что надо развивать цивилизованную, современную, умную миграцию, привлекая высококвалифицированные профессиональные кадры в Россию) принципиально не решит наших проблем демографии. Единственный выход - крепкая многодетная семья. Приоритет должен отдаваться трехдетной семье. Она должна стать одной из высочайших ценностей общества и социальной нормой. А сегодня рождение третьего ребенка означает для большинства населения автоматическое попадание в бедность. Фактически страна экономически стерилизована. Выход здесь один - дать людям новую, качественную занятость. Высокопроизводительные, а потому высокооплачиваемые рабочие места. Тогда люди, зарабатывая хорошо, смогут содержать многодетную семью.

А эту зарплату и эти рабочие места создает не государство, а современный бизнес. Но создает он их в одном случае - если выгодно и безопасно производить в России. А когда выгоднее и безопаснее производить в Китае или в Польше или в других странах, то капитал и инвестиции утекают туда. Когда в стране неблагоприятные условия для инвестиций, плохой бизнес-климат, новые рабочие места создаваться не будут.

- Есть ли примеры того, как это сработало в России?

- Например, в Калужской области создали благоприятный инвестиционный климат. Избавили бизнес от бюрократии и коррупции. Минимизировали все сроки согласований, разрешений. Сделали доступной земельную, энергетическую транспортную инфраструктуру. Обеспечили бизнес хорошими кадрами, вложившись в центры подготовки специалистов по необходимым бизнесу специальностям. Дали приходящему бизнесу налоговые каникулы и поддержали его финансово. В результате область занимает первое место в России по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения. Рост промышленного производства по итогам прошлого года - 142%, с этого года бюджет стал бездотационным. Создано несколько десятков тысяч новых рабочих мест со средней зарплатой 50 тысяч рублей. Вот во что конвертируется благоприятный инвестиционный климат. Семья, в которой люди так трудоустроены, может купить нормальное жилье, взять ипотечный кредит, родить ребенка, не упав в бедность.

- Как решить проблему дефицита пенсионной системы?

- Сейчас любой работающий человек платит пенсионные отчисления сразу за двух: за себя и за действующего пенсионера. Надо выделить систему финансирования пенсий людей работавших в советский период в отдельный фонд - Фонд старших поколений - наполнение которого будет осуществляться за счет средств от приватизации, акцизов на табак (которые надо повышать) и сверхдоходов энергетических компаний. Таким образом, мы и советским пенсионерам достойную пенсию заплатим, и ныне работающим позволим хорошую пенсию сформировать, при этом ставка страховых взносов может быть снижена до 20-22% вместо 34%, ныне существующих.

- Акцизы на табак и алкоголь недавно повысили?

- Повышение было незначительным. Необходимо кардинально ограничить бизнес на пороках, в первую очередь путем серьезного повышения акцизов на табак и крепкий алкоголь, хотя бы до уровня Европы. Надо людям объяснить, что мы боремся с тем, что убивает нас, поддерживая то, что нас развивает.

- Есть ли реакция властей на эти предложения?

- Есть, она в целом позитивная, и это вселяет разумный оптимизм, потому что наши предложения продиктованы одним - здравым смыслом. То, что мы предлагаем, даст одну понятную каждому вещь: нас станет больше, и мы будем лучше.