24.11.2011 10:37
    Поделиться

    Эксперт: В Сибири до сих пор плохо понимают, что такое энергосбережение

    С момента подписания документа, который обязал все госпредприятия пройти энергоаудит и получить энергопаспорт, минуло два года. Однако эту процедуру прошли немногие. По мнению экспертов, основная проблема - в экономической незаинтересованности руководителей учреждений и органов власти.

    Энергоемкость российской экономики в три-четыре раза выше, чем в западных странах с похожим климатом - в Канаде, Норвегии, Финляндии. Такие данные привел первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич на семинаре по энергосбережению, проведенном для руководителей муниципальных образований Иркутской области.

    Муниципалитеты региона проявляют поразительную пассивность в подготовке заявок на участие в областной программе энергосбережения. Их единицы, и те - написаны под давлением со стороны областного министерства жилищной политики и энергетики.

    - Из ста миллионов рублей, запланированных на реализацию программы в этом году, большая часть так и не будет освоена из-за отсутствия муниципальных заявок. В частности, на энергоаудит объектов социальной сферы предусмотрено шесть миллионов рублей, но даже эту сумму районы разбирают со скрипом. Пять районов на конец октября так и не заключили соглашения на софинансирование энергоаудита, - рассказала "РГ" начальник управления топливно-энергетического комплекса министерства Татьяна Марченко.

    Не лучше обстоят дела и с прочими заказчиками. Как заметил начальник Иркутского территориального отдела по надзору за тепловыми установками, сетями и оборудованием Прибайкальского управления Ростехнадзора Олег Андреев, в подавляющем большинстве представленных программ по энергоаудиту соответствующие работы отнесены на 2012 год.

    - Хотя в информационных письмах, которые мы рассылали, указано, что в связи с большим фронтом работ - в Иркутской области более тридцати тысяч организаций, которые подпадают под обязательное энергетическое обследование, - и ограниченным ресурсом аудиторских предприятий, времени им может просто не хватить. И тогда они будут наказаны штрафами, - подчеркнул Андреев.

    В других регионах СФО - та же картина. По данным Госкомтарифэнерго Хакасии, энергетические обследования проведены только в нескольких организациях и предприятиях республики. По оценке местных аудиторов, в Забайкальском крае энергоаудит прошел на единичных объектах региональной системы образования и здравоохранения, и только один муниципальный район отнесся к этим работам всерьез. Даже среди федеральных учреждений доля осуществивших ауди-торскую проверку мизерна.

    Причин сложившейся ситуации несколько и основная, по мнению экспертов, - непонимание заказчиками необходимости процедуры аудита. Темой энергопотребления и энергосбережения в учреждениях бюджетной сферы занимаются в лучшем случае зав-хозы без профильного энергетического образования. Начальник отдела в области пропаганды энергосбережения и энергоэффективности Российского энергетического агентства минэнерого РФ Антон Усов рассказал: по данным опросов, проведенных по заказу агентства, люди (и главы муниципальных администраций не исключение) пока слабо понимают, что такое энергосбережение.

    - Для большинства это только лампочки и счетчики, - заметил он. - То, о чем много и подробно говорилось в СМИ. Но счетчик - это как градусник в больнице: он констатирует имеющееся неблагополучие, но не лечит.

    А лампочки - не та статья, на которой ощущается экономия, и потребители это понимают, пусть даже и интуитивно. Основной ресурс энергосбережения лежит в области теплоснабжения - здесь он достигает тридцати-сорока процентов, замечают эксперты, но чтобы этого добиться, нужны серьезные меры, а чтобы понять какие - нужен аудит. По сути, на основе обследования объекта должна быть написана программа, рассчитанная иногда и не на один год, направленная на сокращение потерь и предлагающая меры по увеличению энергоэффективности.

    Беда в том, что о дальнейших действиях речи даже не идет. По опыту энергоаудиторов, большинство их заказчиков ориентировано не на реальное сбережение, а на получение заветного энергопаспорта как охранной грамоты от претензий надзорных органов. То есть, на формальное выполнение закона и, желательно, подешевле. А поскольку четко прописанных правил проведения энергоаудитов и дальнейших проектов по энергосбережению в бюджетных организациях нет, то подобный спрос сегодня рождает соответствующее предложение. На торгах - а заказы на энерго-аудит объектов бюджетной сферы размещаются через систему госзакупок, в соответствии с федеральным законом, - иные подрядчики снижают первоначальную цену в несколько раз. А за такие деньги только и можно, что заочно "нарисовать" энергопаспорт.

    Понятно, здесь есть и финансовая подоплека: сам энергоаудит стоит недешево, а ведь это лишь первый шаг. Дальнейшие меры потребуют расходов еще больших, нежели стоимость обследования, с довольно долгим сроком окупаемости. А собственных средств у того же муниципалитета или учреждения может и не хватить. Поэтому и действуют главы по принципу "дешево и сердито".

    - Между тем у программы энергосбережения, разработанной не для галочки, есть масса плюсов. Например, она позволяет претендовать на получение федеральных средств для осуществления ее мероприятий. А сэкономленные в результате средства закон позволяет организациям и учреждениям использовать по собственному усмотрению, - подчеркивает руководитель одного из забайкальских экспертных предприятий Алексей Еремин.

    Вариантом выхода из этой ситуации может стать развитие энергосервиса - механизма, при котором энергоаудит объекта берет на себя снабжающая организация, она же разрабатывает программу сберегающих мер и реализует ее, привлекая свои или заемные средства, а окупает инвестиции за счет полученной прибыли. Однако на XII Всероссийском совещании "Энергообеспечение и энергосбережение - региональный аспект", прошедшем недавно в Томске, заместитель генерального директора ФГБУ "Российское энергетическое агентство" минэнерго России Алексей Полещук признал, что в России всего лишь три-пять регионов, которые в принципе занимаются энергосервисом.

    Проблема - в отсутствии необходимой законодательной базы. Поэтому регионам-инициаторам приходится быть и пионерами в сфере разработки требуемой документации. Одним из таких пилотных субъектов стала Томская область, где подобным проектом занимается местная энергокомпания. До конца года энергосервисные контракты заключат четыре областных больницы и детский дом.

    В остальных регионах пока делают ставку на обучение руководителей муниципалитетов и учреждений и общее просвещение населения. Эту функцию возьмут на себя консультационные центры энергосбережения, которые открываются в регионах.

    - По нашим расчетам, в теплоэнергетике экономии в пятнадцать процентов, которую закон обязывает обеспечить к 2015 году, можно добиться за счет сравнительно простых мер по сокращению потерь, - замечает Алексей Еремин. - Но довести ее до сорока процентов к 2020 году невозможно без полноценной реализации мероприятий и программ и без системы управления энергопотреблением в бюджетной сфере. А для этого необходимо вводить должность энергоменеджера, который бы имел профильное образование и занимался конкретно данным вопросом. Наскоро обученные завхозы с такой задачей не справятся.

    Пока же и среди аудиторов, и среди заказчиков мало кто верит, что сроки, указанные в законе "Об энергосбережении", останутся прежними. Слишком долго раскачивались бюджетники, слишком велик фронт работ, даже с учетом "рисующих" аудиторов. Да и пример переноса сроков установки тепло- и водосчетчиков - перед глазами. И этот факт, надо признать, тоже расхолаживает.

    Поделиться