24.11.2011 08:45
    Поделиться

    Эксперт: Екатеринбургу нужно нормализовать "обмен веществ"

    Известный европейский урбанист прогнозирует качественное развитие городов

    Увеличить население столицы Урала в 3-4 раза, а пассажиропоток в местном аэропорту - не менее чем в пять - задача, кажущаяся почти фантастической. Но если Екатеринбург намерен стать полноценным игроком на поле мировой экономики, ему придется ее решить. Иначе участь его незавидна.

    Такой вывод можно сделать по итогам встречи с известным урбанистом, главным архитектором Барселоны, а теперь и советником губернатора Свердловской области по стратегическому  развитию Екатеринбурга Хосе Асебильо.

    Прогноз эксперта суров: мощное экономическое развитие в ближайшие 30 лет ожидает только города мира с населением не менее 4-5 миллионов, остальные же будут постепенно угасать, не исключено, что превратятся в типично провинциальные. Лучшие шансы у мегаполисов с населением более 10 миллионов человек. Такую перспективу диктуют жесткие условия современной экономики и новые социальные вызовы: чтобы совершить экономический рывок, нужно сконцентрировать людские ресурсы.

    - К 2040 году население Африки удвоится, в Азии оно вырастет на 60 процентов, а в Европе и России - уменьшится не менее чем на 5 процентов, - констатирует Хосе Асебильо. - Именно поэтому для укрепления  позиций нужны мощные экономические центры. В России заданному параметру по численности населения отвечает пока лишь Москва, а этого крайне мало. На пути из Европы в Азию таким центром мог бы стать Екатеринбург.

    Хосе Асебильо уверен, что неконтролируемый рост городов должен смениться их качественным развитием. К слову, то, что за несколько лет вполне реально решить столь масштабную задачу в отдельно взятом городе, доказал пример Барселоны. Во время подготовки к Олимпиаде городская инфраструктура и транспортная схема там были кардинально перекроены, в результате годовой пассажиропоток в местном аэропорту увеличился с 6 миллионов до 32-х. А ведь до 1992 года Барселона была типичным провинциальным городом, местами даже запущенным. Жалкий вид имела, к примеру, территория сегодняшней знаменитой пешеходной эспланады, под которой спрятаны современные транспортные коммуникации. Сейчас это одна из городских доминант.

    Причем значительное увеличение населения вовсе не означает, что мегаполис займет необъятные площади. Как раз на­оборот: должно происходить интенсивное развитие в существующих границах. Причем к пресловутой точечной застройке это не имеет никакого отношения - принцип высокой компактности городской среды подразумевает умелое создание комфортной, экологичной, по-новому устроенной социокультурной среды мегаполиса с удобной, современной схемой движения транспорта. В самых комфортных и при этом наиболее экономически успешных городах мира самая высокая плотность населения. Тель-Авив Хосе Асебильо считает почти идеальным городом, где сочетаются экологичность и комфорт. А в Нью-Йорке архитекторы сумели творчески изменить привычную унылую среду обитания, создав парки даже там, где их, на первый взгляд, разбить было невозможно, - вдоль железнодорожного полотна, идущего над землей.

    В Екатеринбурге, несмотря на кажущуюся скученность строений, плотность населения по мировым меркам пока очень низкая - 2891 человек на один квадратный километр. Для сравнения: на Манхэттене - 27394. Если посмотреть на снимки уральской столицы, сделанные из космоса, и сравнить с аналогичными изображениями Парижа или Барселоны, будет наглядно видно, сколь много у нас незаполненного или нерационально используемого пространства.

    Как считает Хосе Асебильо, у Екатеринбурга огромный потенциал. Скажем, сегодня аэропорт Кольцово принимает два миллиона пассажиров в год, а должно быть не меньше 10. Как этого достичь? Один из путей - создание высокоскоростного железнодорожного сообщения между ближайшими мегаполисами: Пермью, Челябинском, Уфой. При этом электричка в аэропорт должна ходить из центра города. К слову, тема создания скоростного сообщения активно обсуждается на уровне областной власти, и определенные решения уже приняты.

    Конечно, современный город, куда стремятся люди, где им нравится жить, учиться и работать, должен обладать уникальной архитектурой, которая максимально удовлетворяет всем запросам.

    Увы, сегодня многие большие города, включая Москву, становятся все менее приспособленными для жизни. Когда добираешься на работу два часа и столько же обратно, времени ни на что не остается, и это размывает социальные связи, разрушает общественную среду. Город должен служить жителям, а не наоборот.

    - Когда меня в Барселоне впервые спросили, что это за город - Екатеринбург, я почти не задумываясь ответил: это город между озерами. Здесь удивительно много водных пространств, много света, но здания часто стоят, словно "отвернувшись" от воды. Нужно включить водные пространства в архитектуру города,  в его общественную среду, и это может стать неповторимой особенностью Екатеринбурга. И еще очень важно сохранять связь времен: ценные исторические здания берегут память поколений, создают ту самую особенную ауру, благодаря которой коренные жители чувствуют свое родство с городом, а приезжие с ходу улавливают его дыхание. Этот социокультурный аспект очень важен, - подчеркивает Хосе Асебильо. В той же Барселоне во время подготовки к Олимпиаде было создано 140 новых общественных пространств и не разрушено при этом ни одного архитектурного памятника.

    Развитым городам, по убеждению эксперта,  куда проще выстоять в сложные периоды, что доказал последний экономический кризис, только подчеркнувший новые условия конкурентного существования полисов в сегодняшнем мире. Также развитые города значительно быстрее восстанавливаются и после природных и техногенных катастроф.

    - Жизнь в успешном городе подобна хорошему обмену веществ в организме, - образно подметил Хосе Асебильо. - Если мы обедаем с девушкой в ресторане и едим одну и ту же еду, но она при этом весит 55 килограммов, а я - 85, это означает, что у нас разный обмен веществ. Так и метаболизм городов - у одних хороший, у других неважный. Значит, надо стремиться  его исправить.

    По мнению эксперта, "нормализовать обмен веществ" Екатеринбургу, безусловно, помогло бы проведение международной выставки ЭКСПО-2020. В том случае, конечно, если городу удастся одержать победу в конкурсе. Тогда уральская столица заживет совершенно по-новому. Ибо, по словам Хосе Асебильо, важно не столько само мероприятие, а то, что останется после него.

    Поделиться