Сегодня в Минске заканчивает работу четырехдневный региональный форум молодых преподавателей русского языка, аспирантов и студентов-русистов "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ". Участие в нем приняли более 200 специалистов из Беларуси, России, Украины, Молдовы и Латвии. Тем для обсуждения было много. Как поддержать развитие русского языка? Достаточно ли взаимодействуют молодые специалисты-русисты стран СНГ и Балтии? Каким образом развивать научное сотрудничество между различными русскоязычными исследовательскими школами? Вместе с преподавателями и студентами ответы на эти и другие вопросы искали также организаторы форума - представители Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Российского центра науки и культуры в Минске и Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.
Коллегам было о чем подискутировать. Немало внимания уделили, например, преподаванию русского языка в школах. Специалистов беспокоит, что из года в год белорусские абитуриенты показывают на централизованном тестировании низкий уровень знаний по русскому языку - в этом году 100 баллов по тестам набрали лишь семь человек (из более чем 96 тысяч сдававших тест). А средний балл - чуть более тридцати. Вряд ли это говорит о хорошей языковой подготовке в стране, где русский язык - второй государственный, и большая часть населения говорит именно на нем. Исследователи считают, что необходимо менять методику преподавания языка. И приводят простой пример: на изучение такой сложной части речи, как глагол, в школьной программе отведено лишь 11 часов, в то время как на прилагательное и существительное - 17 и 21 час. А в итоге вчерашний школьник не может отличить глагол от причастия.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются не только в Беларуси, но и во всех странах, где проживает русскоговорящее население, это кадры. Вступительная кампания нынешнего года показала: учиться в педагогические вузы идут не самые лучшие абитуриенты, а те, кто не поступил в другие учебные заведения. Потом они придут работать в школы... Об этой проблеме знают в Тульском государственном педагогическом университете. И готовы предложить свою помощь в переподготовке и повышении квалификации будущих учителей. Вот что думает на этот счет доктор филологических наук Раиса Лопухина:
- Мы можем сотрудничать в этом направлении. Проводить курсы повышения квалификации для преподавателей школ, вузов. Причем как в Беларуси, так и у себя. Сейчас мы по такой программе работаем в Таджикистане - туда поехала наша "ударная группа". Профессора читают лекции, проводят практические занятия. В Беларуси пока в этом направлении наш вуз взаимодействует только с Белорусским государственным университетом. Но мы бы хотели сотрудничать и с другими учебными заведениями, например с Белорусским государственным педагогическим университетом имени М. Танка.
Будут ли эти предложения применены на практике, покажет время. Но для этого есть все условия. Например, год назад в Минске был открыт Российский центр науки и культуры. В нем - новейшее оборудование, есть учебно-методический центр русского языка, библиотека. И эти возможности нужно максимально использовать.
Участники форума обменялись мнениями на состоявшейся в Белгосуниверситете научно-практической конференции "Проблемы и перспективы русского языка как языка межнационального общения". Обсудили за "круглым столом" вопросы методики преподавания русского языка и литературы в странах СНГ и Балтии. Прошли также открытые уроки, мастер-классы, семинары и выставки.