23.11.2011 23:40
    Поделиться

    В России необходимо сокращать количество досрочных пенсий

    Все чаще звучат мнения экспертов о том, что повышение пенсионного возраста - это неизбежность. О том, что начинать это повышение нужно не позже 2015 года, сказал недавно журналистам и руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

    По его словам, чем больше затягивается политическое решение о принятии нового срока выхода на пенсию, вместо того чтобы готовить граждан к неизбежному и не создавать ненужных иллюзий, тем труднее будет их дальше развеивать.

    "Хорошая практика по увеличению пенсионного возраста в других странах состоит в том, чтобы информировать население задолго. Люди строят планы, и с точки зрения здравого смысла и политической целесообразности это вполне оправдано. Если человеку в 20 лет говорят, что он выйдет на пенсию не через 40, а через 41 год - это одно, если же за полгода до выхода на пенсию - это другое", - сказал Гурвич. Он также подчеркнул, что вопрос о повышении пенсионного возраста рассматривается рабочей группой в рамках совершенствования Стратегии-2020 по развитию пенсионной реформы в стране. По его словам, к этому толкают, с одной стороны, демографические вызовы: уже через несколько лет число пенсионеров в полтора раза превысит число работающих граждан в стране. И в этом случае либо резко упадут пенсии по сравнению с зарплатами, либо придется увеличивать финансирование пенсионной системы. Однако уже сегодня видно, как нелегко это делать и как бунтует бизнес против повышения страховых взносов в социальные фонды. С другой стороны, обратил внимание Гурвич, сокращается рынок труда. "Мы прошли пик насыщения его рабочей силой, и она начинает уменьшаться", - сказал Гурвич, добавив, что резкое падение рынка труда ожидается к 2014 году. И по-хорошему бы надо уже сегодня поддерживать его за счет "молодых пенсионеров".

    Сегодня в России хватает пяти лет трудового стажа для получения права на полную пенсию. Между тем в бывших странах "соцлагеря" уже требуется 15 лет трудового стажа. В западных странах, как правило, это 25-35 лет. Допустим, при стаже 35 лет человек может выходить на пенсию в 60 лет. Если стаж меньше, то в 65 лет. Кроме того, заметил Гурвич, необходимо решить проблему досрочных пенсий, которых сейчас в стране избыточное количество. Что касается повышения пенсионного возраста, то рабочая группа в качестве предмета обсуждения рассматривает сейчас одинаковый возраст для мужчин и женщин - 63 года. Одновременно дискутируются и новые правила индексации пенсий.

    По расчетам минздрава и Пенсионного фонда, повышение пенсионного "потолка" лишь на непродолжительное время облегчит финансовое положение пенсионной системы. Дальше расходы вновь начнут расти, причем быстрее, чем в случае, если пенсионный возраст не трогать.

    Такой парадоксальный результат объясняется особенностями нашей пенсионной модели - размер пенсии напрямую зависит от размера заработка, величины и срока пенсионных отчислений, поэтому "отложенная" пенсия должна будет назначаться существенно более высокой по сравнению с "нормальной", рассчитанной для стандартного возрастного порога.

    По мнению аналитиков, есть хорошие возможности по сокращению численности госслужащих. Так, на тысячу, занятых в экономике, еще несколько лет назад было 16 чиновников, сейчас уже 25. "В налоговой службе России сегодня в 3,5 раза больше людей, чем в аналогичной структуре в США. В таможенной службе - в два раза больше людей, чем в США в таможенной и пограничной службе вместе", - подсчитал Гурвич. По его словам, при этом надо не сокращать, а увеличивать здравоохранение и образование, те статьи бюджетных расходов, которые инвестируют в человеческий капитал.Однако в России сегодня все наоборот. Тем самым замедляется ее развитие. А следовательно, требуются масштабные реформы, отвечающие на долгосрочные вызовы. Одна из таких назревших реформ - пенсионная, сказал Гурвич.

    Отвечая на вопрос, каким, по его мнению, должно быть снижение страховых взносов, о чем сейчас спорят в правительстве, эксперт отметил, что снизить их до 20% просто нереально: финансировать пенсионную систему и здравоохранение в этом случае будет нечем.

    Поделиться