Министерство юстиции разработало особую программу, призванную создать невыносимые условия для коррупционеров.
Суть идеи - сделать работу чиновника максимально прозрачной для общества, а народу дать больше возможностей, чтобы повлиять на нерадивого начальника.
На федеральном уровне может быть создан реестр коррупционеров - список лиц, осужденных за коррупцию. Понятно, что двери во власть для них будут закрыты.
Предлагается дать людям право подавать так называемые коллективные иски, когда человек требует исправить какие-то недостатки, сам от них не страдая. Допустим, власть плохо асфальтирует дороги. Или коммерсанты перегородили путь к общественному пляжу. Или... Да мало у нас найдется проблем?
Сегодня такие иски вправе подавать только местные власти, прокуратура, Роспотребнадзор и ассоциации защиты прав потребителей. Правоведы давно говорят, что надо предусмотреть норму, когда любой гражданин сможет обратиться в суд с подобным заявлением.
Предложение узаконить "коллективные иски" прописано в концепции взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Сейчас рабочая группа вносит технические правки в документ, в ближайшее время его планируется представить Совету при президенте России по противодействию коррупции. В работе над документом принимает активное участие Ассоциация юристов России.
Еще среди предлагаемых идей - ввести общественные консультации при назначении на ключевые должности государственной службы - как на федеральном, так и на региональном уровне. Предусматриваются рейтинги открытости ведомств, индексы коррумпированности различных структур, общественные консультации по важным поводам и многое другое.
Авторы проекта внесли в концепцию разработку системы гражданского просвещения, включающую обучение антикоррупционному поведению. Скажем, могут появиться учебные ролики, как вести себя, если чиновник вымогает взятку. В художественной форме нам доступно расскажут и покажут, что выход есть. Увы, мы дожили до того, что честный образ жизни надо пропагандировать, а человеку объяснять, как оставаться честным в непростых ситуациях.
В целом власть намерена установить надежные каналы обратной связи чиновников с гражданским обществом. На заседании рабочей группы, устроившей документу последнее чтение перед направлением наверх, говорилось о том, что концепция не должна стать просто набором благих пожеланий. В конце концов, у нас масса хороших документов, которые в жизни ничего не исправили - так и остались на бумаге со всеми своими положениями, мыслями, идеями.
Чтобы придать подготовленной концепции жизни и огня, вместе с ней решено разработать детальный план мероприятий, как воплотить пункты и параграфы в реальность. Некоторые идеи вызывают жаркие споры. Но для этого и проводится экспертное обсуждение - минюст учитывает мнение гражданского общества. Некоторые пункты снимаются с повестки дня, некоторые дорабатываются. Но есть и такие идеи, которые просто надо объяснить, и все встанет на свои места.
Например, язвительные замечания в обществе вызвало предложение ввести "индексы коррупционности" отраслей, регионов, решений органов власти. Наблюдатели не понимали, мол, что это такое - присвоить каждому гаишнику номер, в зависимости от того, сколько сумел набрать взяток? Может, еще и премии выписывать взяточникам, попавшим в топ?
На самом деле, "индексы" подразумеваются, как сигнал тревоги. Принят же, скажем, закон об уровнях террористической угрозы, "синий" - "желтый" - "красный". Нечто подобное может появиться и для обозначения коррупционной угрозы. Допустим, идут многочисленные жалобы на взятки на дорогах (почему в таких случаях всегда вспоминаются дороги?) или на мздоимство в школах, значит, пора принимать меры.
Быть может, какую-нибудь отрасль возглавляет честный и порядочный человек, однако на вверенном ему участке все буквально проворовались, сверху донизу. По отчетам дела идут вроде бы неплохо, шито-крыто, однако в современном обществе ничего не скроешь. Есть масса индикаторов, по которым можно определить, что коррупция в какой-то сфере обжилась прочно. Так, может, надо что-то решать и с честным начальником, который просто не может навести порядок в своей сфере? Быть может, ему не хватает жесткости, может - профессионализма. Или надо полностью перекроить всю систему - выводы будут зависеть от конкретной ситуации.
А чиновники, осужденные за коррупцию, могут попасть в открытые "черные списки". Проект предполагает создание и ведение в сети Интернет реестра физических и юридических лиц, вина которых в совершении коррупционных правонарушений доказана в суде.
Планируется повысить роль общественных советов, общественных слушаний, содействовать развитию обратной связи власти и общества. Для этого предполагается в том числе создавать специализированные интернет-порталы.
Эти меры рассчитаны в первую очередь на активность граждан. Чиновникам на местах они невыгодны. Поэтому часто столоначальники стараются подменить гражданский контроль имитацией. Скажем, проводят общественные слушания каких-нибудь проектов только с подконтрольной аудиторией.
Типичный пример: администрация планирует отдать под точечную застройку коммерсантам выгодный участок земли. Вряд ли гражданам понравится, что вместо детсадика на узком пятачке земли появится небоскреб на 5-6 тысяч человек. Зато чиновникам и строителям понравится прибыль в карманах. А люди, мол, как-нибудь приживутся, стерпится - слюбится.
Поэтому часто на общественные слушания приглашаются, допустим, рядовые сотрудники администрации (они ведь тоже в некотором смысле - общественность), другие бюджетники. А недовольных жителей, не зависящих от администрации, записывают в буяны и стараются лишний раз не приглашать. Приказом сверху решить проблему невозможно. Но если люди начнут правовыми методами добиваться своих прав, толк будет.
По данным многих экспертов, в последнее время ситуация стала меняться, и во многих регионах гражданскому обществу удалось добиться отмены одиозных строительных проектов, продавливаемых районной администрацией.
Концепция, подготовленная мин юстом, даст людям дополнительные рычаги, чтобы законным путем отстаивать свои права. Среди них так называемые "коллективные иски". По мнению экспертов, подобный институт сможет напрямую подключить к борьбе с нарушениями адвокатов. Но для этого надо узаконить "гонорары успеха", когда защитник получает процент от выигранной компенсации.
У нас "гонорары успеха" не прописаны в законе, поэтому на деле случаются казусы. Защитник, конечно, может договориться с клиентом, мол, ты делишься со мной компенсацией, которую получишь с моей помощью. Если клиент платить потом откажется, суды встанут на его сторону. Прецеденты были.
Вопрос дошел даже до Конституционного суда России. Высшая инстанция признала, что сам по себе "гонорар успеха" не противоречит Конституции, поэтому у законодателя есть право предусмотреть такую норму. А пока ее в законе нет.
Правда, в прошлом году Госдума одобрила концепцию соответствующего законопроекта, но дальше дело пока не пошло. Если же адвокатам разрешат работать за процент и плюс к этому узаконят "коллективные иски", в стане борцов с коррупцией, по мнению правоведов, прибавится сил.
Во всем мире защитники буквально охотятся за различными нарушениями, чтобы выбить для людей компенсацию - за хороший процент себе.
У нас, если подобные нормы будут введены, адвокаты смогут прийти на каждую улицу, в каждый дом. Чиновники не провели водопровод? Под окнами шумит неправая стройка? По ночам на улицах гаснет свет? Если прокурор молчит, вам поможет адвокат. А значит, у людей появится больше шансов отстоять свои права и приструнить коррупционеров, нерадивых чиновников и прочих нарушителей.
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович предложил распространить антикоррупционную проверку на все законопроекты.
Закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов вступил в силу летом 2010 года. Сейчас проводится антикоррупционная экспертиза только тех документов, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности и службы, нормативных актов бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного и природоохранного законодательств.
"Предлагаю вернуться к магнитогорским инициативам президента России, выдвинутым этой весной, и посмотреть, что сделано. Считаю, что сделано многое и это приведет к улучшению инвестиционного климата. Только надо не отклоняться от принятых решений. В частности, все законопроекты должны проходить антикоррупционную экспертизу и проверяться на предмет создания избыточных барьеров для предпринимательской деятельности. Согласны?" - написал Аркадий Дворкович в блоге на сайте "большого правительства". Позже, комментируя отклики, он уточнил: "А может быть, большое правительство и должно быть коллективным экспертом?" При этом помощник президента согласился с важностью мониторинга правоприменения: "Его можно осуществлять силами контрольных органов, большого правительства, участников сетевых сообществ, любых активных граждан и независимых СМИ".