Курьезное событие произошло на днях в Вене. Пилоты самолета "Comtel Air", летевшего из Индии в Великобританию с промежуточной посадкой в столице Австрии, столкнулись с неприятной неожиданностью - у их компании на расчетном счете не оказалось денег для дозаправки "Boeing 757". Летчики попросили пассажиров собрать деньги, необходимые для покупки горючего. За шесть часов необходимая сумма была собрана, и самолет вылетел в Бирмингем. Пассажиры получат свои деньги от компании, но кто-то собирается судиться с ней, рассчитывая получить еще и компенсацию.
Случай, конечно, шокирующий, но вполне в рамках западного мира, где клиенты авиакомпаний понимают, что главное - это решить вопросы с безопасностью перелета и обеспечить их доставку из пункта А в пункт Б. Остальное - вопросы второстепенные и решаются обычно в суде или полюбовно между авиаперевозчиком и пассажиром. Задержки рейсов, случающиеся в последнее время с незавидной частотой, ожидания в аэропорту и ночевки там, все это в целом для стран Европы привычно и не вызывает особых страстей.
У нас все по-другому. Слова из песни Высоцкого "Я прав - хоть плачь, хоть смейся, но опять задержка рейса" давно выветрились из воспоминаний. Вообще, если бы ситуация с "Comtel Air" произошла не с индусами и британцами в Вене, а с нашими пассажирами, нашей авиакомпанией, нашим самолетом и нашим аэропортом, нетрудно представить себе последствия в виде массовых гневных сообщений в блогах, открытых писем, обращенных то ли к главному по аэропорту, то ли к высшим лицам государства... Истерика на несколько дней обеспечена. Логика пассажиров: мы заплатили деньги и теперь требуем, чтобы срочно, вот прямо сейчас, нас доставили на место назначения, независимо ни от чего. И в чем-то они - пассажиры, конечно, правы. За одним небольшим "но". И кроется оно как раз в тех самых словах "независимо ни от чего".
Пассажир, естественным образом, относится к перелетам на самолете точно так же, как к поездкам на железнодорожном транспорте или метро. Между тем есть все же громадная разница между этими видами перевозок. Отказавшее реле в поезде практически в ста процентах случаев не может привести к катастрофическим последствиям. В крайнем случае, поезд докатится по рельсам до нужной станции. Конечно, и на железных дорогах важен фактор безопасности, но в авиаперевозках он доминирует надо всем абсолютно. И в случае, если на высоте пилот видит, что есть проблема, для него не должно быть никаких вопросов, как действовать. Главная цель, чтобы все пассажиры благополучно приземлились. Возможно, это создаст неудобства для тех, кто находится в салоне самолета. Но вопрос об удобствах в воздушных перелетах является второстепенным, так как на первом месте стоит именно безопасность. Если надо срочно посадить самолет в первом же аэропорту по маршруту или вернуться в пункт вылета - значит, это надо делать вне зависимости от того, что думает по этому поводу любой из пассажиров.
Техник, обслуживающий самолет на земле и обнаруживший дефект в оборудовании перед вылетом, не просто может, но обязан проверить все системы, устранить неполадки и сделать все, чтобы к вылету самолет находился в идеальном состоянии. Выпустить на рейс самолет с дефектом - значит подвергнуть реальной опасности жизни сотни или больше пассажиров. Прописные истины, казалось бы, но о них, безусловно, необходимо говорить - применительно к нашим сегодняшним условиям.
У всех на слуху две страшные трагедии последнего времени - Ту-154 польского президента под Смоленском и Як-42 хоккейного клуба "Локомотив" под Ярославлем, случившиеся из-за того, что пилоты, находясь под определенным прессингом, не были способны полноценно выполнять свои профессиональные задачи. А прессинг информационный в современном мире немногим отличается от прессинга начальственного...
Надо понимать, что информационное воздействие, которое оказывают на летчиков СМИ, блоги, социальные сети, не проходит безболезненно. Когда командир воздушного судна ведет самолет в обстановке "нервяка", устроенного по поводу или без, его моральное состояние напрямую влияет на безопасность тех самых людей, которые на земле чуть ли не закатывали истерики и угрожали всеми возможными карами за то, что лайнер, к примеру, еще не поднялся в воздух, или совершил вынужденную посадку. Точно такой же прессинг у нас устраивают в различных средствах массовой информации в случае любой чисто технической задержки рейса - например, такой, которая случилась в конце минувшей недели у "Аэрофлота" на Камчатке. Пассажиры, а вслед за ними СМИ требовали обеспечить вылет пассажиров любыми возможными средствами, нисколько не считаясь с тем, к чему это может привести.
Вообще, нужно привыкать к тому что, самолеты иногда запаздывают, иногда улетают позже и даже к тому, что некоторые рейсы отменяют. В девяноста девяти случаях из ста речь не идет о злокозненности авиакомпаний, которые хотят помучить своих клиентов. Но именно авиакомпаниям, заботящимся о своей репутации, приходится максимально жестко и однозначно отстаивать свою позицию: безопасность, безопасность и еще раз безопасность. Лучше несколько часов посидеть на земле, чем затем разбираться - кто виноват в трагедии...
При том, что ежегодно воздушными перевозками пользуются сотни миллионов человек, и это число постоянно растет, дружелюбный и лояльный формат поведения со стороны пассажиров к авиакомпаниям для нас в новинку. Но разве это повод для того, чтобы оставаться "дикарями" потребления и ставить собственную жизнь под угрозу? Поэтому, когда кажется, что нарушены ваши права потребителя, все пропало, все погибло - сорвался отпуск или даже деловая поездка - прежде чем во всем винить авиакомпании и пилотов, прежде чем рука потянется к перу, чтобы написать гневную эпистолу, быть может, все же лучше спокойно и не предвзято подумать о том, почему самолет не взлетает, зачем нужно дополнительное время для технического обслуживания, и так далее. Ведь, в первую очередь все это касается нас самих.
Наш средний класс, выросший из советского дефицитного прошлого, хорошо научился требовать. Может, пора научиться и понимать меру собственной ответственности? Деньги ведь не решают все, и власть потребителя не безгранична. Порой, нужно быть просто спокойнее и адекватнее. Тем более, повторюсь, чаще всего все задержки и тому подобные форс-мажоры обусловлены вопросами обеспечения безопасности. Нашей безопасности.