В Уфе на доме, где родился Довлатов, появилась мемориальная доска

Уфимские поклонники творчества Сергея Довлатова дождались дня, когда на доме, в котором осенью 1941 года появился на свет будущий известный русский писатель, появилась мемориальная доска.

О том, что Довлатов родился в Уфе, было известно давно, благодаря нескольким строкам в его книге "Ремесло". Со слов матери он рассказал о своей полумифической встрече с писателем Андреем Платоновым, тоже эвакуированным в Уфу в военные годы. Эта встреча стала поводом для легенды, долгие годы бытовавшей в семействе Довлатовых. Якобы Платонов, увидев младенца в коляске, ущипнул его, чем и передал литературный дар.

В башкирской столице семья прожила до 1944 года, вернувшись потом в Ленинград.

- Точный адрес, по которому Довлатовы проживали в Уфе, удалось узнать десять лет назад: улица Гоголя, дом 56, квартира 20, - рассказала корреспонденту "РГ" журналист Рита Некрасова, с изумлением получившая тогда из архива положительный ответ на запрос о месте проживания в Уфе более полувека назад Норы Сергеевны Довлатовой. - Разговоры о необходимости установить на этом доме мемориальную доску велись давно. Но дальше дело не шло, хотя это важное мероприятие и не требовало больших финансовых затрат, но зато сразу заметно повлияло бы на имидж Башкирии.

Скорее всего, просто не нашлось достаточно инициативного человека, который смог бы "пробить" эту идею через инстанции.

Звезды сошлись в этом году, когда один из блоггеров вновь поднял вопрос об установке мемориальной доски на "родном" доме Довлатова на страницах "Живого Журнала" главы Башкирии Рустэма Хамитова. Губернатор идею поддержал и отдал распоряжение своему аппарату.

И вот знаковое для Уфы событие свершилось, собрав в морозный день возле заветной пятиэтажки несколько десятков представителей творческой интеллигенции и жильцов ставшего знаменитым дома.

Любопытно, что это здание было построено незадолго до войны для сотрудников НКВД и, соотвественно, населено был "жильцами особого назначения", из-за чего на въезде во двор постоянно дежурил постовой "из органов".

О том, как Нора Сергеевна, жена театрального режиссера и добровольца Рабоче-крестьянской Красной Армии Доната Мечика, попала в коммунальную комнату сотрудника НКВД Копчунаса, история умалчивает. Но то, что три проведенных в Уфе года стали для матери Довлатова серьезным испытанием, известно из его воспоминаний.

В доме № 56 и сейчас еще живут несколько потомков тогдашних сотрудников НКВД, но многие квартиры несколько раз меняли хозяев.

- Когда мы купили эту квартиру у пожилой женщины, знали, что это был в войну "особый" дом, но про то, что в наших комнатах делал свои первые шаги Сергей Довлатов, даже не подозревали, - рассказала корреспонденту "РГ" уфимка Ирина Ширяева, несколько лет назад въехавшая в квартиру № 20. - Мы почти сразу ощутили удивительное воздействие здешней обстановки, в этих стенах витал этакий дух творчества. Это не голые слова. Мой 13-летний сын Салих рано начал рисовать, у него уже было три выставки. Я вдруг увлеклась антиквариатом и собрала неплохую коллекцию. А Довлатов всегда был одним из наших любимых авторов.

Тем временем поклонники Довлатова уже начали обсуждать перспективу установки на башкирской земле памятника Сергею Донатовичу.

Некоторые склонны даже искать у писателя тюркские корни, ведь его фамилия так созвучна с башкирским словом "даулят", что значит "государство".