Об этой операции израильского спецназа стало известно спустя почти 20 лет от одного из ее участников, сотрудника Еврейского агентства Сохнут, специалиста по "горячим точкам" на постсоветском пространстве Льва Щеголева.
По его словам, в октябре 1992 года израильский спецназ готовился десантироваться в столице Таджикистана. Сам Щеголев получил приказ вылететь в качестве туриста в Душанбе, где в то время разгоралась гражданская война. Вместе с ним тайно прибыл и сотрудник израильского секретного правительственного бюро "Натив" Ариэль Каплан. Цель их тайной миссии заключалась в том, чтобы организовать вывоз из республики, охваченной войной, тысяч остававшихся здесь евреев.
Как рассказывает Щеголев, на третий день после приезда он проснулся в гостинице от многочисленных взрывов и пулеметных очередей. "Мимо гостиничных окон летали пули, в коридор надо было выползать", - вспоминал тайный агент Израиля.
В таких условиях поставленная задача становилась почти невыполнимой. Ведь гражданские лица не могли свободно передвигаться по стране, разделенной на многочисленные анклавы разными вооруженными формированиями. Да и в столице шли ожесточенные уличные бои. Дипломатические каналы не действовали.
Ситуация осложнялась еще и тем, что в Таджикистане практически бесконтрольно действовали эмиссары афганских группировок и иранских спецслужб, активно поддерживавшие местных исламистов. Те грозили смертью не только еврейским семьям, но и русским.
Израильтяне смогли выйти на некоего Михаила Кимьягарова. Это был очень влиятельный человек с многочисленными родственниками, знакомыми и обширными связями в различных структурах и политических партиях. В то время Кимьягаров занимал должность старшего преподавателя и заместителя декана факультета повышения квалификации директоров школ Таджикистана, руководил культурным центром "Ховерим" (Друзья). Он наладил неплохие связи с израильским посольством в Москве.
С обострением политической ситуации в Таджикистане, дипломаты, как и представители Сохнута, боялись показываться в этой республике. Только в 1991 году там нелегально появились сотрудники израильской секретной разведывательной структуры "Натив" Мики Левин и Ариэль Каплан. Оценив ситуацию, они вскоре уехали.
С приездом новых тайных эмиссаров Израиля, люди Кимьягарова активизировались. Они поселили израильтян на конспиративной квартире, организовали встречи с сотрудниками столичного аэропорта, ОВИРа, таможенной инспекции и другими влиятельными людьми. "Натив" начал разрабатывать план эвакуации тысяч евреев из Таджикистана в Израиль.
Главный вопрос: "По какому маршруту эвакуировать людей?".
Ведь прямых полетов из Душанбе в Израиль не было. Приходилось ехать в Москву, а чуть позже - в Ташкент. Эти поездки были очень опасными: поезда останавливали, людей грабили, часто насиловали, убивали. Израильская сторона предлагала организовывать полеты через Омск, но это не помогало - нужны были прямые рейсы Душанбе-Тель-Авив.
Израильтяне рискнули, и в 1992-м, в самый разгар гражданской войны, первый самолет вылетел из Душанбе в Тель-Авив. Позже еще 20 бортов отправили в Израиль. Всего смогли эвакуировать из ада гражданской войны более шести тысяч человек. По словам Кимьягарова, взятки лились рекой в карманы таможенников, пограничников и бандитов. Однако для остававшихся евреев ситуация ухудшилась - город и окрестности захлестнула волна антисемитизма и яростной антиизраильской пропаганды.
Началась охота и за Ариэлем Капланом и Львом Щеголевым.
Тогда и родился план операции по вывозу евреев с участием израильской армии и спецслужб - нечто вроде операции "Моше", проделанной в 1980-х в Эфиопии.
Он предусматривал сбор евреев в гостинице в центре Душанбе и в большой синагоге, которая находилась рядом. Планировалось на окраину города десантировать несколько сот израильских спецназовцев, которые должны были доставить собравшихся в аэропорт, где их должны были ждать самолеты. Однако вскоре, после очередного кровопролитного боя, ситуация в столице стабилизировалась. И от такой рискованной операции решили отказаться.
Сам Михаил Кимьягаров чудом спасся в марте 1993 года, когда к нему в дом вломились автоматчики. Спрятавшись у соседа-узбека, он, обманув таможенников и солдат, улетел в Израиль на следующем же самолете.
Считается, что якобы лично генералиссимус Сталин был инициатором создания спецназа на Земле обетованной. С этим можно поспорить, хотя идея о создании Израиля в противовес английскому влиянию в регионе, пришла в голову именно ему. Факт, что в Палестину тогда хлынул поток из тысяч боевых офицеров, сотрудников НКВД-МГБ, имевших по тем временам бесценный опыт оперативной и диверсионной работы.
По некоторым сведениям, Верховный откомандировал тогда в Израиль двух генералов от пехоты и авиации, вице-адмирала ВМФ, пять полковников и восемь подполковников и несколько сотен младших офицеров для непосредственной работы на местах. У всех у них была соответствующая запись в "пятой графе" анкеты, и они высказали желание репатриироваться на историческую родину. Через Чехословакию пошли транспорты с оружием и военной техникой.
Началось создание армии, разведки, контрразведки и полиции. Одновременно начались военные столкновения с британскими войсками, позднее - с племенами бедуинов. Тогда и "засветились" некоторые офицеры из МГБ и ГРУ.
Израильские историки утверждают, что основателем и первым руководителем разведки "Моссад", создавший службу общественной безопасности и контрразведки "Шин Бет", был некий капитан Гальперин, больше известный под именем Исер Харел. Одна из его первых успешных внешнеполитических спецопераций - обнаружение и похищение в Буйнес-Айресе нациста Адольфа Эйхмана, который в гитлеровской Германии отвечал за "окончательное решение еврейского вопроса".
Внешнюю разведку "Натива Бар" основал офицер "Смерша" Ливанов, принявший иудейское имя Нехимия Леванон. У истоков создания армейского спецназа Цахал стояли капитан Никольский, а также офицеры Зайцев и Малеваный. Два офицера ВМФ СССР, чьи фамилии не удалось выяснить, создали и обучили подразделение местного морского спецназа.
В конце прошлого века в Израиле насчитывалось около 20 команд спецназа различного подчинения. Большая часть из них подчинялись израильским силам обороны, часть - полиции, часть - пограничникам (МАГАВ). Спецназ появился в составе контрразведки Шабак и разведки "Моссад". Расскажем только о некоторых из них.
Наиболее известным является спецназ "Дувдеван" ("Вишня"). Его еще обозначают как Unit 217. Основан отряд был в 1987 году, сразу с началом первой интифады - борьбы за освобождение Палестины. Подразделение должно было бороться с террористами на западном берегу реки Иордан. В секторе Газа действовало аналогичное подразделение - "Шимсон" ("Самсон"). Поначалу группа была укомплектована бойцами, перешедшими из других элитных подразделений. Основная цель - уничтожение террористов на оккупированных территориях.
Несмотря на высокий уровень подготовки бойцов, поначалу случались частые провалы, в основном, из-за неслаженности действий. Подразделение возникло в спешке, и бойцы не успевали вместе тренироваться и отрабатывать те или иные операции. Одну из первых успешных операций, о которой известно, "Вишня" провела в 1988 году в Хевроне. Тогда в засаду попал лидер ФАТХа в Хевроне Махмуд Фарук. Вместе с ним были убиты и два его помощника.
Попасть в этот отряд довольно сложно. Вначале нужно пройти трехдневный экзамен на физическую выносливость. Претенденты должны бегать с 30 килограммовыми мешками, отжиматься и справляться с различными физическими нагрузками. Если претендент выдержал эти испытания, его отправляют уже в организованный лагерь. Там будущий боец находится до полугода: учится стрелять из любых положений с любого расстояния, преодолевать всевозможные препятствия, изучает приемы рукопашного боя и совершает многокилометровые марш-броски. В конце полугодичного отрезка наступает главный экзамен, дающий право носить красный берет. Участники совершают марш-бросок на 90 километров с грузом 30-40 килограммов. Последние 10-15 километров претенденты уже бегут.
Испытание на право ношения красного берета, как и в России, проводится два раза в год - зимой и летом. Причем, летом марш-броски совершаются в наиболее жаркий период - 30-40 градусов, зимой - в сильный дождь.
Успешно сдавшие экзамен попадают в "Дувдеван". Там каждому бойцу присваивается звание младший сержант и вручается пистолет.
Однако обтесывание "вишенки" на этом не заканчивается. Теперь к обычным нагрузкам добавляются ориентирование на местности и усиленные занятия рукопашным боем. Многие бойцы владеют приемами карате и дзюдо, имеют черные пояса. Их учат определять местонахождение домов по фотографиям, сделанным с вертолетов и самолетов. Проводятся учения по захвату домов. Бойцы врываются в дома через окна, двери и крыши. Однако этот спецназ не предназначен для освобождения заложников. Этим занимаются другие отряды, как за границей, так и на территории Израиля.
Бойцы "Вишни" вооружены укороченным вариантом американской винтовки М-16, пистолетом SIG-SAUERR, гранатометами и снайперскими винтовками BARET. Есть и знаменитые "калаши", и РПГ-7.
Одним из самых успешных подразделений израильского спецназа считается отряд "Саерет Эгоз". Создан в 1956 году и первыми его бойцами были друзы. "Эгоз" должен был проникать на территорию Сирии с целью совершения диверсий. Каких именно - официально неизвестно. Однако некоторые бывшие бойцы "Эгоз" утверждают, что целью тогда были диверсии против высших офицеров сирийского генштаба. Однако вскоре израильские генералы решили от этого отказаться и направили спецназ на патрулирование израильско-ливанской границы.
В 1963 году принимается решение ориентировать "Эгоз" на борьбу с террористами на севере. Поручено это было полковнику Шайке Эрезу.
Отряд проводит ряд успешных операций против арабских террористов на территории Ливана, позднее - в 1973 году в Сирии.
Новые задачи перед "Эгоз" были поставлены в начале 1995 года, когда отряд возглавил генерал Амирам Левин. Бойцов стали учить противопартизанской борьбе, особенно в лесу и горах.
Ужесточился отбор бойцов в это подразделение. Кандидаты проходят пятимесячный "курс молодого бойца", во время которого будущие спецназовцы изучают все виды огнестрельного оружия, преодолевают многокилометровые марш-броски с полной выкладкой, которая весит от 15 до 30 килограммов и многое другое. По окончании курса следует экзамен, который заключается в проведении 80-километрового марш-броска по пересеченной местности. По окончании курса и экзамена отсеивается около 30 процентов кандидатов.
Далее следует этап, называемый "маслюль" ("Путь"). Во время этого этапа кандидаты проходят следующие курсы: по борьбе с террором, парашютно-десантной подготовки, топографии, рукопашного боя, специального вождения, горной подготовки. Далее солдат направляли в учебный центр противопартизанской борьбы ("Бейт ха-Сефер ле-Лохама Ба-Герилиа"). Здесь изучаются различные способы проникновения на территорию противника, маскировка, выживание в горно-лесистой местности, умение атаковать опорные пункты и базы боевиков. В конце курса будущего элитарного бойца выматывают беспрерывными марш-бросками с отрабатыванием различных боевых ситуаций. По окончании "маслюля" бойцы ещё несколько недель продолжали тренироваться. Часть из них направлялась для прохождения курсов по снайпингу и минно-подрывному делу.
Самой же мощной ударной группой является рота глубинной разведки "Мистааравим", в переводе на русский "переодетые в арабов". Создано она было в 1987 году. Подразделение комплектуется не только выходцами из арабских стран, но и европейскими евреями и действует на территории Палестинской автономии. Задачей является поиск, арест или уничтожение террористов. При попадании в нее с бойцами проводится дополнительная трехмесячная подготовка. Любой боец этой роты способен собрать и обезвредить мину из любых подручных материалов. Все они свободно говорят по-арабски и отличить их от арабов практически невозможно. Все операции этой роты засекречены.
В современном Израиле существует три основных подразделения спецназа: "Яамам", "Сайерет Миткал" и "С-13". "Яамам" в основном отвечает за проведение операций на территории собственно Израиля. "Сайерет Миткал" действует за пределами страны, а "С-13" - в море, как у берегов Израиля, так и за рубежом.
Каждое подразделение состоит из штурмовых, обеспечивающих и вспомогательных групп. Каждая штурмовая группа насчитывает 28 бойцов и подразделяется на взводы: основной, снайперский и высотный. Последний комплектуется исключительно альпинистами и специализирован для проникновения на объекты сверху - по стене, через дымоходы и другие каналы. Снайперы разбиты на пары: стрелок и наблюдатель, но имеют одинаковую подготовку и взаимозаменяемы.
Обеспечивающих групп в три раза больше, чем штурмовых. Непосредственно борьбой с террористами они не занимаются. Только оцепляют и полностью изолируют район операции штурмовиков и действуют как разведчики, связисты, специалисты по радиоэлектронному подавлению, по разминированию.
Все подразделения спецназа разбиты по зонам, соответствующим военным округам: Северному, Центральному и Южному. В Северном военном округе имеется два подразделения, в Центральном - три, в Южном - четыре. Отряд "Сайерет шалдаг" (подразделение 5101), приписанное к Южному округу, действует по всему Израилю, для чего в его составе имеется вертолетная эскадрилья.
Особняком стоит отряд 7149 (батальон "Калбиа") дислоцированный на авиабазе "Сиркин". Его оружием являются примерно 120 специально обученных собак. Ими укомплектованы 4 роты: поисково-спасательная, служебно-розыскная, минно-розыскная и боевая ударная.
Чем занимаются первые три роты, понятно по названию. В составе боевой ударной роты - специально обученные псы особо агрессивных пород: ротвейлеры, бультерьеры, мастифы.
"Собачий" спецназ способен мгновенно выявить террористов среди заложников, даже если все одеты одинаково, и определить, кто из них вооружен, чтобы наброситься именно на него. Ворвавшийся в помещение свирепый зверь сначала срабатывает как "психологическое оружие", производя ошеломляющий эффект на преступников. Это намного облегчает действия штурмующих. Обычно, при таком тандеме, ни один из террористов не имеет шансов избежать задержания. Альтернативой для него может быть только гибель от клыков пса или пули спецназовца.
Надо сказать, что слухи о непобедимости бойцов израильского спецназа, мягко говоря, несколько преувеличены. Хотя силовики тщательно скрывают потери в своих элитных подразделениях, кое-какая информация просачивается в местные СМИ.
В начале 1997 года в засаду палестинских бойцов сопротивления попали и погибли три бойца разведроты бригады "Нахаль". Позже в бою гибнут три бойца разведроты парашютно-десантной бригады "Саерет Цанханим" и три офицера. Причем в этом случае абсолютно неправильно повели себя офицеры, бездарно организовав разведку местности, а затем также безрассудно бросившись в атаку, вместо того, чтобы грамотно перегруппировать подразделение и отбить атаку.
А в августе 2000-го года произошла трагедия, сильно пошатнувшая веру правительства в высокий профессионализм "Вишни". Во время проведения захвата одного из наиболее опасных и разыскиваемых Израилем палестинских боевиков - Абу Хунуда, спецназовцы не только упустили его, но и умудрились по ошибке застрелить трех своих бойцов. До сих пор неизвестно, при каких обстоятельствах погибла группа бойцов морских коммандос ("Шайетет-13").