Сегодня рейтинговые агентства рушат рынки, вершат судьбы компаний и целых стран. Обращение в Евросоюз за помощью стоило Венгрии пункта в кредитном рейтинге. Постаралось международное агентство Moody s, одним махом отправившее облигации этой страны в категорию "мусорных" в конце прошлой недели.
И теперь этим бумагам будет очень даже непросто на рынке. Практически одновременно с Венгрией, то же самое произошло и с государственными облигациями Португалии. А потом международное рейтинговое агентство Standard & Poor s понизило на одну ступень суверенный кредитный рейтинг Бельгии. Не сидело, сложа руки, и Fitch Ratings - еще одно из "большой тройки" рейтинговых агентств. Оно опустило рейтинги восьми итальянских банков.
Каких-то полвека назад рейтинговые агентства были интересны лишь небольшому кругу специалистов и мало на что влияли. Почему сегодня они так разбушевались и стоит ли доверить их оценкам, выясняла корреспондент "РГ".
Рейтингами, напомним, измеряют не только финансовое состояние государств и корпораций. С их помощью определяется стоимость денег для потенциальных заемщиков. А так как мир привыкает жить в долг, иметь высокий рейтинг как доказательство платежеспособности становится все важнее. Иначе денег не дадут или ссудят, но под очень высокие проценты. "Сейчас к мнениям рейтинговых агентств особое внимание. На растущем рынке промахи и недосмотры не так заметны, а в кризис все иначе, - поясняет генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. - К тому же "большая тройка" - это глобальные игроки. На долю двух из них - S&P и Moody s приходится 80 процентов мирового рынка рейтинговых услуг. Они монополисты, к которым вынуждены прислушиваться"".
Минувшая неделя была особенно богатой на рейтинговые новости. Под горячую руку "большой тройки" - Standard & Poor s, Moody s и Fitch попал Старый и Новый Свет, Восточная Азия и даже Россия. Больше всех досталось Венгрии и Португалии. Более благополучные США и Япония пока получили лишь предупреждения. Россию агентства разочаровали, заявив, что не планируют в ближайшее время повышать рейтинг страны. Даже после того, как мы вступим в ВТО.
У агентств есть причины быть такими активными, говорят эксперты. 2008 год, "неожиданное" банкротство банка Lehman Brothers, которому за несколько дней до краха самые авторитетные мировые агентства единогласно присваивали рейтинг AAA, означающий наивысшую степень надежности, подпортили репутацию "оценщиков". "Сейчас агентства пытаются реабилитироваться, доказать, что по-прежнему могут влиять на ситуацию, - комментирует завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. По его мнению, обжегшись на молоке, агентства дуют на воду, ставят, порой, заниженные оценки. И тем самым они практически сводят на нет все усилия по спасению проблемных экономик. "Полностью объективными агентства быть не могут, поскольку остаются политически мотивированными, - рассуждает эксперт. - Снижение летом 2011 года кредитного рейтинга США немедленно вызвало политическую бурю и отставку президента S&P Дивена Шармы. Когда же понижаются рейтинги других стран, ничего не происходит".
Виктор Четвериков добавляет, что недостатки есть и в методиках, которыми пользуются агентства. Они работают по "лекалам", созданным на растущем рынке 90-х годов прошлого века. Но эти модели устарели, требуют обновления и существенного пересмотра. "Особенно удивительно соотношение суверенных рейтингов стран с несопоставимыми возможностями и экономиками, - говорит эксперт, - например, России и стран Балтии. Я уже не говорю о странах африканского континента и развивающихся стран Европы. Всегда складывается ощущение, что в таких методиках присутствуют геополитические аспекты. И что оценка идет не по географической и экономической карте мира, а по политической. Это неверный шаг".
Претензии к работе рейтинговых агентств во многом справедливы, но инвесторы продолжают ориентироваться на их оценки. И вряд ли в будущем что-то изменится. "Публичные независимые оценки нужны рынку наряду с собственными. Поэтому институт должен существовать. Но чего быть не должно, так это явного монополизма, последствия которого мы наблюдаем на мировом рынке с 2008 года по сегодняшний день", - резюмирует Четвериков.
Яков Миркин согласен: рынки глобальны, поэтому они нуждаются в оценках разных рейтинговых агентств. Это понимают не только в Евросоюзе, который сейчас пересматривает требования к работе агентств, но и в России, где институт рейтинговых агентств еще очень молод. "Минфин в сентябре аккредитовал семь агентств и это не закрытый список. Очень важно, что им пользуются и другие регуляторы", - подытоживает Виктор Четвериков.
Впрочем, пока новые правила не введены, а конкуренты не набрали силу и авторитет "большая тройка" продолжит хозяйничать в мировой экономике. И сообщения об очередном понижении рейтинга останутся в первых строчках новостей.