В обсуждении проекта закона "О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов", организованном Законодательным собранием Краснодарского края, участвовало более трех тысяч кубанцев. Многие предложения уже внесены в законопроект, который предстоит принять на ближайшей сессии.
О новых формах депутатской работы корреспондент "РГ" беседует с председателем ЗСК Владимиром Бекетовым.
Российская газета: Владимир Андреевич, власть всегда и всюду говорит о том, что работает для народа. А что для вас значат эти слова?
Владимир Бекетов: Основной Закон нашей страны говорит о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Мы получили от избирателей доверие на управление. Значит, и должны управлять в интересах народа. Если люди не согласны с тем, что мы делаем, они окажут доверие другим. Я с полным основанием говорю о том, что краевой парламент работает в интересах края и страны в целом.
РГ: Что, на ваш взгляд, является главным в депутатской работе?
Бекетов: Наша главная задача - принимать законы. Чтобы принять тот или иной нормативный акт, нужно знать мнение населения по существу вопроса. Работа над законом начинается с изучения общественного мнения. Мы это делаем через общественные организации, через непосредственные контакты с избирателями. После изучения проблемы рождается закон.
Приведу конкретные примеры. Недавно Законодательное собрание приняло закон о поддержке народных промыслов и ремесленнической деятельности в Краснодарском крае. К нам поступало немало обращений от людей на эту тему. Мы тщательно изучили вопрос, разработали законопроект, затем обсудили его на парламентских слушаниях. Приняв на сессии краевой закон, мы, по сути, выполнили заказ избирателей.
Сейчас разрабатывается другой важный проект, инициаторами которого тоже стали избиратели. На встрече с губернатором виноградари обратились с предложением увеличить поддержку отрасли. Мы создали рабочую группу, включили в нее и виноградарей. Их мнение нам интересно в первую очередь.
РГ: Ну а поддержку они, конечно же, хотели бы получить в деньгах.
Бекетов: Безусловно. Но важно при этом знать, на какой вид деятельности направить эти деньги, каковы должны быть объемы поддержки, сколько своих средств затратят виноградари на реализацию программы. Сейчас идет изучение вопроса, он будет подготовлен и рассмотрен на выездной сессии. В итоге еще одна большая группа населения получит закон, реализация которого поможет им лучше вести свое дело. А это на пользу всем.
РГ: Есть и другое мнение по поводу того, как разрабатывать хорошие законы. Пусть в парламенте будет больше юристов, экономистов - они профессионально справятся с этой задачей.
Бекетов: В моем понимании это серьезное заблуждение. Ведь закон - это правило жизни. И оно должно быть понятным для тех, кто будет жить по нему. Будь юрист или экономист хоть семи пядей во лбу, но если он отрывается от человека, то такое законотворчество может оказаться неактуальным. Мы знаем примеры, когда законы не успевали за временем, и наоборот - опережали его, не соответствовали реальным возможностям.
РГ: Финансовые возможности каждый год детально прописываются в бюджете. Как сделать, чтобы они были максимальными?
Бекетов: Рецепт все тот же: советоваться с народом. Люди должны знать, куда тратятся деньги, а мы должны услышать, насколько эффективно, на их взгляд, расходуются средства. Общественные слушания с привлечением на них самых разных категорий граждан - новая форма работы Законодательного собрания и администрации края, цель которой - провести главный финансовый документ не только через критику экспертов, но и максимально учесть в нем пожелания самых широких слоев населения, дать возможность жителям края внести свои предложения.
Обсуждения проекта краевого бюджета прошли на зональных общественных слушаниях в Армавире, Ейске, станице Кущевской, Туапсе и Краснодаре. В них приняли участие представители практически всех муниципальных районов и городских округов Кубани - всего более трех тысяч человек.
РГ: В проекте краевого бюджета больше тысячи страниц. Трудно представить, что участники обсуждения смогли ознакомиться с главным финансовым документом края, а тем более проанализировать его.
Бекетов: Этого и не требовалось. Каждое обсуждение открывалось докладом о предварительных финансовых итогах 2011 года и основных параметрах краевого бюджета на 2012 год и на период 2013-2014 годов. Люди соотносили эти достижения и планы с тем, как они живут на своей территории, что нужно сделать для того, чтобы семья жила в достатке, чтобы их микрорайон, улица, дом стали краше.
В ходе обсуждений краевого бюджета жителями края было направлено много предложений. С их учетом мы сегодня ориентируемся на то, чтобы краевые программы поддержки были адресными. Безусловно, не все предложения мы сможем реализовать в будущем году, в том числе и в силу того, что решение многих из них относится к полномочиям Федерации, но каждое в обязательном порядке будет изучено и по возможности включено в планы на последующие годы.
РГ: Очень часто диалог населения с властью сводится к просьбам о выделении средств, предоставлении льгот и т.п. Видимо, и на этот раз предложения в большей степени касались расходной части бюджета?
Бекетов: Не совсем так. Тон обсуждению был задан такой, что высказанные предложения, пожалуй, впервые касались не лично тех, кто выступал, а общих перспектив. Фермер из Тимашевского района с одобрением отозвался о площадках Кубанского НИИ сельского хозяйства имени Лукьяненко, на которых демонстрируются современные методы выращивания пшеницы, ячменя, других культур. Создана такая площадка и в Тимашевске. Фермера интересовало, будут ли местные сельхозтоваропроизводители иметь сюда доступ, сколько будут стоить консультации.
Мы разъяснили, что такие площадки созданы во всех четырех сельскохозяйственных зонах Кубани, доступ на них будет свободный, консультации бесплатны. На это выделены бюджетные средства.
На другом обсуждении был поднят актуальный вопрос о поддержке личных подсобных хозяйств. И опять-таки он не свелся к фразе "дайте мне". Владелица ЛПХ сказала о необходимости обозначить перспективу: сколько лет будет действовать программа поддержки малых сельхозпредприятий. "Вы нам назовите конкретный срок, а мы уж сами сориентируемся, как эффективнее использовать средства". Теперь в бюджетных документах четко сказано, что в течение трех лет эти расходы уменьшаться не будут. Изменения могут быть только в сторону увеличения.
РГ: На Кубани есть немало острых проблем, характерных для всей страны. Знаю, что о детских садах разговор заходил не раз.
Бекетов: На строительство детских садов запланировано выделить в этом году 500 миллионов рублей. Но мы понимаем, что это примерно пятая часть от необходимого, поэтому в течение года сумма будет увеличиваться. В ходе обсуждения мы нашли понимание и поддержку участников.
РГ: А были критические замечания по проекту бюджета - мол, вот это вы делаете неправильно?
Бекетов: Не было таких. Но мы по этому поводу не обольщаемся. На мой взгляд, отсутствие критики связано с тем, что мы впервые стали советоваться с населением при подготовке проекта бюджета. Люди пока еще не привыкли к этому, они не знают, как будут реализованы их предложения. А вот когда мы покажем, что ни одно дельное предложение не осталось без внимания, позиция может стать более взыскательной.
РГ: И зачем это власти нужно?
Бекетов: Для того, чтобы знать и учитывать весь спектр мнений, вместе с людьми определять пути развития территорий. Тогда и бюджет будет поистине народным.
РГ: Общей заботой должно стать и повышение доходной части бюджетов всех уровней. На деле же доходы поселений и муниципалитетов зачастую весьма скромные. Как исправить положение?
Бекетов: Местное самоуправление без денег неэффективно. Однако дать ему средств больше, чем предусмотрено законом о бюджетном процессе, мы не можем. Значит, деньги нужно зарабатывать самим. Так родилась идея проведения научно-практических конференций, призванных помочь органам местного самоуправления в поиске и реализации возможностей пополнения бюджета.
Конференции на тему "Обеспечение экономических основ местного самоуправления" прошли по всему краю. Итогом каждой из них стали рекомендации, выработанные учеными, специалистами, депутатами, изучившими положение дел на месте. Но затем возник вопрос: а как эти рекомендации выполняются? Мы пошли "по второму кругу" - в порядке контроля - и сейчас его заканчиваем. Но, думаю, что будет и третий круг. Это работа системная, она приносит ощутимый эффект, а потому не должна заканчиваться.
РГ: Помнится, на научно-практической конференции в Псебае отмечалось, что одним из резервов пополнения бюджета в поселении может стать расширенное производство картофеля. Им предгорный Мостовский район в прежние времена славился, а затем позиции были утрачены. Насколько эффективными оказались рекомендации?
Бекетов: Хочу уточнить, что рекомендации, принятые на конференции, касались не только Мостовского района и выращиванием картофеля не ограничивались. В таких мероприятиях участвуют представители муниципалитетов, образующих зону со схожими географическими и экономическими условиями.
Что касается проблемы увеличения производства картофеля, то этим сейчас успешно занимаются не только в Мостовском районе. В отрасли применяются новейшие научные разработки и современные технологии.
РГ: Частью системной работы с населением является деятельность ТОСов - территориального общественного самоуправления. Они появились тогда, когда на низовом уровне не было депутатов. Какова их роль в нынешних условиях?
Бекетов: Сегодня они являются активными помощниками депутатов всех уровней. Мы это очень ценим. Каждый год подводим итоги соревнования между ними, победителей собираем в Законодательном собрании. Радует то, что это не одни и те же люди - их круг постоянно расширяется.
Мы организовали учебу различных категорий работников местного самоуправления, и это тоже способствует росту их профессионализма. Кроме того, мы учли пожелания представителей ТОС, высказанные на встречах, и не только сохранили, но и увеличили их финансовую поддержку в краевом бюджете более чем в девять раз. Если раньше на благоустройство территории ТОСа, победившего в краевом конкурсе, выделялось 100 тысяч рублей за первое место, то теперь органы ТОС, занявшие первое, второе и третье места, будут получать по результатам конкурса 500 тысяч, 300 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно. То есть эти деньги тоже пойдут на развитие поселений, а значит, принятые меры будут способствовать улучшению качества жизни кубанцев.
РГ: Из рассказанного вами вытекает вывод: в работе с населением не может быть перерывов и остановок.
Бекетов: Она может и должна быть только постоянной и системной. Иначе что же получится: сегодня ты, избиратель, мне интересен, я к тебе приеду, поговорю, вместе что-то обсудим, а завтра, пожалуй, обойдусь и без твоего мнения.
Главный стимул и политический капитал народного избранника - доверие людей. Терять его нельзя.