28.11.2011 23:02
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Раскрутка фильма о Высоцком выглядит паразитированием на имени

    Года три назад горы пиара, рекламы и промоушена родили мышь под названием "Ирония судьбы. Продолжение". Теперь монбланы славословий и эвересты киносвидетельств громоздятся вокруг имени Высоцкого в связи с выходом фильма о нем.

    Первый канал рожает очередного грызуна?

    Перестаньте говорить загадками

    Предположение напрашивается. С одной стороны, канал, имеющий отношение к производству фильма, кричит о неотвратимо надвигающемся 1 декабря на нас счастье. С другой - что-то темнит: никакого предварительного показа для прессы. Показ только для особо отобранной публики, в которой оказался премьер-министр. Премьеру даже было обещано открыть секрет Полишинеля на предмет: кто исполнил главную роль.

    ...Ладно бы таить сюжет. Но они еще развели таинственность вокруг актера, на что хочется процитировать Жванецкого: "Перестаньте говорить загадками. Вы меня изводите".

    "Высоцкий". Предстояние

    Вообще-то, высоцкомания у нас случается два раза в год - зимой, когда он родился, и летом, когда умер. И вот в этом году ритуальный приступ поклонения пришелся на последние осенние денечки.

    Сначала - в формате программы "Достояние республики", где заслуженные мастера отечественной попсы перепевали репертуар Высоцкого и делились чистосердечными признаниями. От таких шоу всегда остается тяжелый осадок: будто видишь, как содранную кожу с твоего кумира пытается натянуть на себя кто-то иной. Покойнику уже не больно. А живому - почему-то не стыдно.

    Затем - документальный фильм "Высоцкий. Где-то в чужой незнакомой ночи...". Это про то, как поэту жилось и дышалось за кордоном. Понятно, что свободно жилось и дышалось "в чужой незнакомой ночи".

    На следующий день после выхода в прокат художественного фильма "Высоцкий" телевизор покажет один за другим сразу два документальных фильма "Высоцкий. Последний год" и "Высоцкий. Последний концерт". Это уже про то, как он уходил из жизни.

    В день выборов канал прогонит "Место встречи изменить нельзя" - все четыре серии зараз.

    И с большой долей вероятности можно предположить, что покойный поэт на этой неделе станет клиентом Андрея Малахова в одном или в двух выпусках "Пусть говорят". Еще будет куча мелочевки. В дело пойдут сюжеты в информационных программах, синхронных ньюсмейкеров... Ко всему прочему нас заверит руководство канала, что по телевизору фильм покажут через пару лет, к круглой дате.

    И все для того, чтобы к кассам кинотеатров, где будет показываться "Высоцкий", выстраивались бы очереди, подобные той, что вытянулась на многие километры и на несколько суток к поясу Богородицы. И чтобы вот так же шли люди приобщиться к образу Володи, побыть рядом с ним, словно живым, как бы святым.

    Я не знаю, может, сам фильм режиссера Буслова и не плох. Но такой перебор с раскруткой рождает предубеждение, переходящее в раздражение, преодолеть которое психологически во время просмотра будет не просто.

    Сама раскрутка смотрится как паразитирование на имени Высоцкого, на его судьбе, на его славе. И потому возникает подозрение: не окажется ли и фильм более или менее искусно замаскированной спекуляцией?..

    Может, подозрение и зряшное, но, боюсь, не совсем безосновательное. Слишком много подделок под настоящее, живое, неповторимое. Технологии клонирования совершенствуются не по дням, а по часам.

    Сенсации

    На днях НТВ в своей информационной программе поведало, как корейский генетик Хван У Сок организовал клонирование домашних собак на коммерческой основе. И было рассказано и показано, как повезло двум пенсионерам из Калифорнии. За $150 000 долларов с помощью замороженного кусочка кожи их покойного лабрадора Ланселота удалось воспроизвести его точную копию в щенячьем возрасте. Пенсионеры счастливы.

    Это многообещающая сенсация в мире научного бизнеса.

    Последняя сенсация в области шоу-бизнеса - о ней телезрители узнали из субботнего выпуска программы "Что? Где? Когда?" - Филипп Киркоров стал мамой. Он родил дочь от суррогатной матери. Точнее: суррогатная мать родила от Филиппа, который безмерно счастлив тем, что у него появилось продолжение.

    Не все звезды сегодня готовы удовлетвориться ремейками. Иные из них дозрели до сиквелов.

    Таблоидным персонажам теперь есть для чего жить. Таблоидным изданиям есть на чем зарабатывать. Нетрадиционное деторождение - еще не паханое поле. Интересно, кто первый вступит на него: Михаил Зеленский, Андрей Малахов или Леонид Закошанский? А кто глубже вспашет его?

    Кстати, кто они и что они по отношению друг к другу: ремейки? сиквелы? И нет ли у этих ребят приквелов?

    Одну их "суррогатную мать" могу назвать, простите за рифму. Это Валерий Комиссаров с "Моей семьей". Много воды утекло с той славной поры, когда этот телеведущий слыл королем пошляков. Сейчас он кажется бледной тенью того же Малахова.

    Фауст - больше не герой

    Непроизвольным комментарием к репертуару минувшей недели (и, пожалуй, не только минувшей) послужило интеллектуальное ток-шоу "Игра в бисер" Игоря Волгина.

    Это новая литературная забава. В эфире прошло всего два выпуска. Последний был посвящен "Фаусту". Интересным получился разговор о том, как сегодня аукнулся гетевский герой. Поэт и кинодраматург Юрий Арабов, по сценарию которого Александр Сокуров снял "Фауста", удостоенного в этом году "Золотого льва" в Венеции, объяснил, что жизнь перевернула сюжет классического текста.

    Фауст - больше не герой. Герой - сатана. К нему выстроилась очередь, которую он не в силах удовлетворить. В пору не черту соблазнять человека, а человеку - черта, поскольку именно человек дошел до таких глубин отрицания, каких отроду не ведал черт.

    ...Зашла в программе речь и о демоне власти, который время от времени вселяется в человека. Но и тут традиционные трактовки "Фауста", как выяснилось, сильно отстали от реалий ХХ - ХХI веков.

    Демон власти овладел массами. И зло становится не только средством, инструментом, мотором движения, но и целью. Но и самоцелью. Человеку, как можно предположить, познакомившись с концепцией Юрия Арабова, больше не надобен ни Бог, ни Дьявол. Он сам себе - и Бог, и Дьявол. Он сам с собой заключает сделки. На предмет отрицания всего и вся. Или на предмет карьеры - ради всего и вся.

    ***

    В ХХ веке осталась карьера Екатерины Фурцевой, которую мы перелистываем уже третью неделю. Вторая неделя, когда героиня интриговала с властью, заключив сделку с ее демоном, показалась мне не слишком занимательной. Теперь, как я понимаю, ей придется платить по счетам дьявольского контракта.

    В жизни она расплатилась сполна. Расплатится ли она в сериале?..

    Поделиться