Сегодня трудолюбивые фрилансеры могут заработать отнюдь не меньше своих офисных коллег. Согласно опросу портала Free-lance.ru, его пользователи зарабатывают в среднем 44 тыс. рублей в месяц. И это учитывая, что лишь 30% аудитории - москвичи, а средняя зарплата в России - чуть больше 20 тыс.
Наиболее высокие гонорары получают фрилансеры, занимающиеся разработкой и поддержкой web-сайтов и программированием, а также специалисты по маркетингу, связям с общественностью и продвижению в социальных медиа. Их заработки могут превышать 100 тыс. в месяц. "Профессиональных людей в IT и маркетинге не хватает, поэтому компании платят достойные гонорары фрилансерам, - поясняет Екатерина Литвинова, руководитель отдела маркетинга и PR портала Free-lance.ru. - Причем с фрилансерами сотрудничать выгоднее: не приходится оплачивать рабочее место, отпуска, больничные и соц. пакет".
Сравнительно низкие гонорары у копирайтеров и переводчиков, что связано с избытком на рынке людей, работающих со словом. В среднем начинающий специалист будет получать 20-30 тысяч в месяц. Это не относится лишь к очень известным копирайтерам, синхронным переводчикам и переводчикам с редких и восточных языков. "Я знаю переводчиков с китайского, которые за день своей работы берут 70 долларов, - рассказывает Наталия, переводчик китайского языка. - Я также знаю переводчиков, чей день стоит 1000 евро".
Между тем у фрилансеров часто возникают проблемы, связанные с изменением условий работы и задержкой зар платы или отказом оплачивать работу. Это подтверждают результаты исследования "Перепись фрилансеров", проведенного в этом году все тем же Free-lance.ru совместно с НИУ ВШЭ. Среди недостатков независимой занятости на первом месте оказалась нестабильность и непредсказуемость будущих доходов (55%). "Меня нестабильность не смущает, - уверяет Марина, дизайнер и художник. - Я работаю больше для удовольствия, чем из-за денег". "А у меня доход от фриланса стабильный уже два года с лишним, так как есть постоянные клиенты", - добавляет Юлия, копирайтер и переводчик.
Немаловажными оказались также высокие риски, вероятность обмана со стороны заказчика (44%) и отсутствие социальных гарантий (32%). Только 5% фрилансеров не сталкивались с проблемами в ходе работы с заказчиками и не слышали о них. Чаще всего у фрилансеров возникали проблемы, связанные с изменением условий работы (44%) и задержкой оплаты (42%).
Вероятная причина невыполнения договоренностей заказчиком - преобладание на рынке электронной самозанятости неформальных отношений. Примерно половина опрошенных официального договора не составляет, а все основные вопросы фиксирует в ходе переписки. Треть фрилансеров и заказчиков вообще договариваются между собой обо всем только устно. Отказы от оговоренных обязательств случаются не только со стороны работодателей. "Я заказал флэш-сайт за 20 тысяч рублей, сделал предоплату в половину суммы, - рассказывает заказчик Андрей. - Но... мой "копьеносец" пропал!"
Наиболее популярным вариантом поиска новых заказов является работа с постоянными заказчиками. Доля использующих этот способ в 2011 году выросла с 63% до 68% по сравнению с 2008 г. Увеличилась и популярность бирж удаленной работы (с 42% до 50%). В процессе выбора заказчиков две трети фрилансеров прежде всего обращают внимание на их "адекватность", а также способность четко сформулировать техзадание. Важным является и позитивный опыт сотрудничества с данным заказчиком.