28.11.2011 23:47
    Поделиться

    Уровень оптимизма в пищевой промышленности вырос на 21 процент

    Компании демонстрируют позитивный настрой на ближайший год

    Компании, работающие в секторе пищевой промышленности, демонстрируют оптимистический настрой на ближайший год. Уровень оптимизма, согласно исследованию Грант Торнтон Интернешнл, поднялся на 21% по сравнению с предыдущим годом, т.е. в своих прогнозах на развитие экономики страны большинство предпринимателей придерживается позитивного настроя. В среднем по миру оптимистически настроенных предпринимателей оказалось только на 10% больше, чем пессимистов. Наибольший оптимизм демонстрируют страны группы БРИКС, а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и "большой семерки", наоборот, превалируют пессимисты (уровень оптимизма сократился на15% и 1% соответственно). Средний показатель по странам Евросоюза составил 27%.

    Несмотря на позитивный настрой бизнес-сообщества в целом, предприниматели отмечают ряд препятствий, затрудняющих расширение бизнеса. Наиболее ощутимые сложности в России бизнесменам создают государственное регулирование и бюрократия. 50% респондентов оценили его на 4 или 5 баллов по пятибалльной шкале.

    "Помимо пресловутых административных барьеров основной проблемой, тормозящей развитие пищевой отрасли в России, является несправедливая конкуренция, в первую очередь с импортом, - считает председатель Общественного совета при минсельхозе Андрей Даниленко. - В большинстве отраслей АПК нам приходится конкурировать не с поставляемой импортной продукцией, а с оказываемой господдержкой той или иной страны. Следствием этой проблемы является фальсификация продуктов питания, так как в неконкурентной борьбе производители нередко снижают себестоимость продукции за счет ее качества". Другими факторами, затрудняющими развитие бизнеса в России, являются стоимость финансирования (40%) и нехватка оборотного капитала (43%).

    Российские предприниматели озабочены вопросом долгосрочного финансирования. Его нехватка вызывает большие затруднения для расширения бизнеса (35%), а 22% опрошенных поставили этому пункту наивысший балл по шкале препятствий. "Российские кредиторы только учатся нормально взаимодействовать с заемщиком в кризисной ситуации, - говорит заместитель гендиректора компании "Российская оценка" Сергей Тишаков. - Лишь немногие кредиторы предпочитают держать руку на пульсе бизнеса заемщика и грамотно управлять рисками, связанными с возможным ухудшением положения должника".

    Стоимость заемного финансирования по шкале препятствий развитию бизнеса занимает третье место - 40% предпринимателей считают, что цена денег в России очень высока. Также создает сложности нехватка долгосрочных займов - для 35% опрошенных она является критической. При этом бизнесмены не питают иллюзий в отношении улучшения ситуации в ближайший год. Только 3% респондентов рассчитывают на то, что финансы станут более доступны, более половины опрошенных (54%) никаких изменений не ждут. Еще 15% полагают, что доступность денег будет только снижаться.

    Более половины (54%) российских предпринимателей ожидают, что доходность их бизнеса в ближайшие 12 месяцев вырастет. Однако по сравнению с другими странами и среднемировым уровнем российские бизнесмены показывают наименьший оптимизм - в среднем по миру на рост выручки рассчитывают 69% респондентов.

    Рост прибыли в ближайший год ожидают 50% бизнесменов пищевой отрасли в России, 29% полагают, что этот показатель останется без изменений. Настроения отечественных предпринимателей схожи с общемировыми - 54% зарубежных бизнесменов также ждут роста, а 28% надеются на стабильность. Только 10% предпринимателей России и 16% в мире опасаются снижения прибыли.

    При этом в России больше, чем в других странах, бизнесмены рассчитывают на рост цен. 77% респондентов ожидают, что в ближайшие 12 месяцев они вырастут, и только 16,2% не ждут их изменения. Большинство российских предприятий пищевой промышленности видят большие возможности в производстве здорового питания. При этом все менее перспективным предпринимателям кажется производство замороженных продуктов. Потребительские предпочтения, по мнению производителей, сместились в сторону здоровой пищи. 56% бизнесменов, опрошенных в России, заявили, что готовы предлагать своим клиентам более здоровую пищу, это будет закономерной реакцией на меняющиеся предпочтения.

    Производители также уверены, что Россию ждет возврат к традициям приготовления домашней пищи - почти 40 % ответили, что эта ниша дает широкие возможности. "Значительная часть потребителей продовольствия в нашей стране привыкла к культуре приготовления домашней пищи, - считает директор по развитию компании "Грант Торнтон" Леонид Ланда. - И, несмотря на сегодняшнее обилие самого разнообразного продовольствия, сохранившийся менталитет людей в России в вопросе еды позволяет предполагать бизнесменам, что возврат к такого рода традициям - серьезная возможность для развития бизнеса".

    В 2012 году наиболее приоритетными для российских компаний станут вложения в усовершенствование производственного процесса (81% респондентов), усовершенствование выпускаемой продукции (65%) и маркетинг (65%). При этом в России количество бизнесменов, готовых инвестировать в развитие производственной базы, - одно из самых высоких в мире.

    "Сейчас наиболее важно быть на острие последних тенденций в индустрии: инвестировать в выигрышные форматы, придерживаться наиболее эффективной бизнес-стратегии, знать предпочтения своего покупателя", - считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Лев Хасис.

    Поделиться