Не исключено, что вскоре из аэропортов американского континента и ряда европейских стран исчезнут специальные установки, сканирующие пассажиров на предмет обнаружения запрещенных к провозу предметов, в том числе взрывчатки.
Как пишет газета Washington Post, после того как в нескольких грузовых самолетах, летевших в США, были обнаружены взрывные устройства, американские власти решили резко ужесточить обыск пассажиров. По сообщению агентства CNN, во всех местных аэропортах появились новые сканеры, способные обнаружить неметаллические предметы, в том числе ВВ.
И тут же многие общественные организации заявили, что эти сканеры плохо действуют на людей, так как в них есть небольшая доза рентгеновского излучения. По их утверждениям, якобы нарушаются права человека: если пассажир отказывается пройти процедуру сканирования тела, то сотрудник службы безопасности будет лично обыскивать пассажира. Причем, залезет даже в самые интимные места, как у мужчин, так и у женщин.
Новые правила вызвали волну гнева у тысяч авиапассажиров. Ранее многие протестовали против применения так называемых "раздевающих" сканеров, когда на экране аппарата была видна абсолютно голая фигура со всеми телесными недостатками.
"Это просто сводит меня с ума. Я бы не позволил никому прикасаться вот так к моей дочери. Это щупанье слишком неуместно", - заявил журналистам один из пассажиров.
Волна недовольства прошла также среди почти всех американских пилотов и стюардесс, которые также посчитали подобные досмотры унизительными.
Столкнувшись со столь резкими протестами по поводу новой процедуры досмотра, руководители авиационных служб безопасности вынуждены будут скоро менять концепцию организации досмотра пассажиров. Подобная проблема уже затрагивает и ряд европейских стран.
Недавно в Москве проходила Региональная конференция ИКАО по авиационной безопасности. И там было заявлено, что надо обратить особое внимание на параметры сканеров в аэропортах, которые используются для досмотра пассажиров. Чтобы их применение ни в коем случае не унижало человеческое достоинство.
На конференции прозвучала такая цифра: в мире ежегодно на авиационную безопасность тратится около семи с половиной миллиардов долларов. Что касается России, то на ближайшие три года правительство выделило на качественное повышение уровня этой проблемы около 160 миллиардов рублей.
В столичных аэропортах уже запущена пятиуровневая система безопасности, позволяющая обнаруживать спрятанные взрывчатку, радиоактивные вещества, токсичные жидкости и наркотики не только на пассажирах, но и в багаже.
На вооружении сотрудников службы безопасности аэропортов появились стационарные рентгеновские телевизионные интроскопы для контроля ручной клади, а также техника для выявления опасных жидкостей в закрытых емкостях, изготовленных из стекла, пластика, картона, керамики и фарфора. Все рамки, через которые проходят пассажиры, теперь оснащены видеокамерами.
Для сравнения: в Китае действует 3-хуровневая система безопасности. Но там за почти 50 лет не было не одного теракта в самолете или в аэропорту.
Но вернемся к суммам, которые будут затрачены на обеспечение нашей с вами безопасности, вернее, на какие приборы. Как известно, у всех входов в аэропорты, чтобы предотвратить пронос опасных предметов, установлены арочные металлодетекторы для досмотра входящих, а также интроскопы - для досмотра багажа пассажиров.
Однако металлодетекторы позволяют обнаруживать только металлические предметы относительно большой массы, но не распознают взрывчатые вещества. Поэтому обладатель "пояса шахида" с относительно мелкой по массе металлической начинкой, либо начиненного твердыми неметаллическими осколками, сможет с весьма большой вероятностью пройти в аэровокзал.
Кстати, в 80-х годах в Киеве вдруг на "черном рынке" появилось большое количество пистолетов "Беретта". Выяснилось, что их провозили югославские туристы, пряча на внутренней стороне бедра. Металлорамки их не обнаруживали. Старые модели этих приборов до сих пор стоят в некоторых российских аэропортах.
Наши эксперты какой уже год недоумевают, зачем службы безопасности, в том же аэропорту "Домодедово", используют досмотровые американские установки ProVision, которые почти в два раза дороже аналогичных российских (соответственно 250 тысяч долларов и порядка 150 тысяч долларов), а по некоторым параметрам даже уступают им. Да, американские более чувствительные, чем металлодетекторы, и позволяют обнаруживать взрывчатку, закрепленную на теле человека. Но лишь при определенных условиях. Они "видят" только то, что находится на теле человека, одетого в легкую одежду. Поэтому перед проходом через американскую установку всех поголовно заставляют раздеваться и разуваться. Спрашивается, чем такая процедура отличается от ручного досмотра с тем же раздеванием? Да по результатам ничем, кроме использования более дорогого технического средства.
Отечественная установка СРК (система рентгеновского контроля), разработана несколько лет тому назад в Институте ядерной физики Сибирского отделения РАН под руководством профессора Семена Бару. Досмотр с ее помощью не вызывает никаких неудобств для пассажиров - им не надо демонстрировать унизительный полустриптиз. Установка позволяет "видеть" одетого человека насквозь, включая взрывчатые вещества, если они упакованы в надетый на него "пояс шахида".
Все это позволяет избежать не только причиняемых неудобств, но и нарушения этических норм верующих и просто стеснительных людей, которых немало. А также сокращает время досмотра, не допуская задержки вылета самолетов - на одного человека тратится примерно пять секунд. Доза облучения, получаемая при проходе через СКР, в 1000 раз меньше, чем при сеансе флюорографии. Вреда от такого досмотра нет, и можно летать хоть ежедневно.
"Американец" способен видеть предметы размерами только свыше двух квадратных сантиметров. "Россиянин", благодаря более высокой разрешающей способности, узрит мелочевку в один квадратный миллиметр. У автора этих строк СКР за секунду нашла иголку, забытую в воротнике рубашки.
Особенность отечественной установки и в том, что она опередила во времени появление у террористов новых изощренных "технологий". Например, может найти спрятанную в прямой кишке человека взрывчатку. Врачи утверждают, что в такое интересное место можно засунуть до одного килограмма пластида.
Такие случаи маскировки для осуществления терактов известны. Именно так осенью 2009 года был взорван в Саудовской Аравии министр по борьбе с терроризмом. Ему позвонил некий молодой человек и заявил, что хочет перед ним за что-то извиниться. Визитера тщательно обыскали, но ничего не нашли. Да и не могли найти. Бомба, снабженная электронным взрывателем, была спрятана в том самом месте. Ее взорвали сигналом с мобильного телефона "коллеги" смертника.
Многие эксперты неоднократно заявляли: детекторы в аэропортах США не способны обнаружить бомбу в обуви. Даже во время проверки в рентгеновских лучах перед посадкой в самолет, которая внедрена с августа 2006 года. До сих ни в одном из аэропортов эти аппараты не модернизировались. По данным же Министерства национальной безопасности США, даже стелька, толщиной менее одного сантиметра и изготовленная из пластида, взорвавшись не оставит пассажирам шансов на спасение.