Мировой воздушный пассажирооборот до конца 2011 года увеличится на 5,9%, таковы прогнозы ИАТА. В 2012 году рост составит 4,6%. По данным минтранса, в России в этом году будет перевезено 63 - 64 млн человек, а авиационная мобильность составит 0,4%. В Европе это показатель равен единице, а в США больше двух.
Введение дополнительных платежей за выброс парниковых газов, по мнению участников рынка, ляжет тяжким бременем не только на авиакомпании, но и на пассажиров, что усилит разрыв по авиационной мобильности между Россией и ЕС. Евросоюз, напомним, хочет, чтобы уже со следующего года авиакомпании приобретали квоты на выброс парниковых газов при пролете над территорией ЕС.
"Наша задача добиться мобильности в 1% и мотивировать пассажиров для того, чтобы они больше летали, поскольку авиационный транспорт является одной из ключевых предпосылок развития экономики и бизнеса, - уверен заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. - Там, где нет авиаперевозок, там бизнес не развивается. К тому же отечественные авиакомпании постоянно инвестируют в обновление своего парка, что уже положительно сказывается на экологической обстановке, поэтому у нас нет цели дополнительно требовать с авиаперевозчиков экологические сборы".
Возможные меры по стимулированию уменьшения выбросов парниковых газов, включающие тарифное регулирование и введение акцизов на топливо, по мнению участников рынка, негативно отразятся не только на состоянии отдельных авиакомпаний, но и на рынке авиаперевозок в целом. "Если какая-то одна страна ввела у себя акцизы на топливо, то другие страны, использующие ее как транзит, начнут искать альтернативные пути полетов и бюджет потеряет огромные средства, - считает директор компании "Центр экологической безопасности гражданской авиации" Александр Корольков. - В России и так довольно высокие цены на авиатопливо. У наших соседей Казахстана и Азербайджана географическое положение хуже, чем в России, но тарифы и сборы за обслуживание технических посадок ниже, чем у нас, поэтому многие авиакомпании предпочитают более длинный, но и более дешевый путь".
Еще один возможный вариант компенсации экологического ущерба - применение сборов за выбросы. Однако, по мнению экспертов, их следует применять локально, в отдельных аэропортах, где есть проблема загрязнения окружающей среды. Одной из самых успешных систем экологических сборов является система добровольных сборов за выбросы. В Европе довольно развит такой подход, а сами сборы невелики - 10 - 15 евро. Но чтобы эта система заработала, необходима экологическая сознательность населения. В России подобные меры пока не будут иметь успеха.
"Оптимальная мера, которая сейчас применяется в Европе, это система квот на выбросы в рамках директивы ЕС, - считает Александр Корольков. - Однако подход ЕС, который позволяет запретить отдельным странам участие в этой программе или запретить полеты над странами, не участвующими в программе, не может быть применен. Нельзя решать этот вопрос в одностороннем порядке. Нужно прийти к соглашению между странами и только после этого применять какие бы то ни было меры".