Очевидно, что главным политическим событием недели, месяца и всего календарного года станут выборы в VI Государственную Думу 4 декабря. Остальные события либо прямо связаны с этой процедурой, либо косвенно ее касаются.
Поскольку любые аналитические прогнозы по будущему составу парламента, а также оценка основных претендентов всеми экспертами уже сделаны не раз и вряд ли сильно изменятся за оставшиеся дни, то представляется гораздо более правильным сосредоточиться на том, что нового предстоит увидеть в российской политической жизни и жизни парламента сразу после голосования.
Первое. Кадровое обновление. В федеральной представительной власти, судя по спискам кандидатов, появится много новых лиц. При этом наряду с известными общественными активистами в Думу попадут и те, кто еще совсем недавно не представлял, что будет писать и принимать законы, зато хорошо понимал, как эти законы действуют на обычных, не обремененных властью граждан. Возможно, на первых порах это повлияет на работоспособность Думы, но одновременно придаст ей необходимую энергетику.
Второе. Структурная реформа. Несмотря на прогнозируемое сохранение количества партийных фракций и их прежнее соотношение, внутренняя структура парламента (руководство, комитеты и комиссии), скорее всего, будет серьезно изменена. Об этом уже говорилось неоднократно, и, конечно же, с самого начала партии будут вести довольно жесткую борьбу за контроль над ключевыми комитетами и комиссиями.
Третье. Новая повестка. Полученные на выборах голоса формально будут требовать от думцев выполнения обязательств перед гражданами и предвыборных обещаний либо демонстрации готовности это сделать, чтобы запомниться избирателям. Поэтому появятся новые популистские законы, и споры вокруг них будут чрезвычайно жаркими. К тому же Дума начнет работу в условиях разворачивающейся президентской кампании. Приоритеты в законотворческой работе оппозицонными партиями будут определяться в зависимости от хода выборов главы государства. Да и правящая партия будет ориентироваться на программу будущего президента. Так что по-настоящему новая повестка законодателей сложится уже ближе к маю.
Четвертое. Новая роль в политсистеме. Дума обречена стать более влиятельным органом (в политсистеме). Это связано не столько с ожиданиями по увеличению числа мандатов у оппозиционных партий, сколько общим настроем будущих депутатов. Но станет ли политическое влияние сопровождаться повышением уровня компетенции и ответственности - это пока еще большой вопрос.
Наконец, пятое. Открытая платформа. Формирование принципов деятельности исполнительной власти на базе идеи "Большого правительства", сформулированной Дмитрием Медведевым, предъявляет законодателям серьезные вызовы. Им нужно стать более современными и открытыми. Ведь представительная власть не может быть более закрытой, чем исполнительная. Она должна быть более чуткой к интересам избирателей и быстрее реагировать на их запросы. По крайней мере так происходит почти во всем мире. Насколько этот открытый механизм гражданского контроля может быть реализован через новый парламент, мы сможем понять почти с первых дней после выборов.