Япония обладает удивительным свойством быстро возвращаться к нормальной жизни.
И это несмотря на то, что после мартовского землетрясения и цунами казалось, что по стране был нанесен сокрушительный удар, от которого она еще долго не оправится.
...Мы заходим в комнату, как вдруг пол начинает драться. Устоять невозможно - в прямом смысле. Мы бросаемся под стол и хватаемся за ножки. Он ходит ходуном, прыгает, и в какой-то момент перестаешь понимать, это стол тебя держит или ты его. Вокруг летают какие-то предметы, шум, грохот, крики. И вдруг - смех. Окружающие потешаются над твоим перекошенным лицом. Эксперимент закончен, пожалуйста, следующая группа.
Еще до землетрясения каждый может опробовать свою сейсмоустойчивость в учебном центре токийского управления пожарной охраны. Местные ученые смоделировали толчки силой в 7,5 балла, чтобы люди в боевых условиях зазубрили урок: если начало трясти, нужно скорее прыгать под стол. Они все здесь такой толщины, что выдержат даже удар падающей бетонной плиты.
Японцы с радостью включаются в эту игру, как будто не было в их жизни "Великого восточного землетрясения" и вызванного им цунами. Вообще если бы какой-нибудь человек, не слышавший о мартовской трагедии, очутился сейчас в Токио, никаких ее внешних признаков он бы не заметил. Кажется, единственное, что о ней напоминает, - погнувшийся шпиль местной телебашни. Все остальное на своих местах: сверкающие небоскребы, десятиэтажные развязки, сверхскоростные железные дороги.
Пожалуй, главное изменение в привычках нации - резко возросшая забота о сохранении энергии. После аварии на "Фукусиме" Япония остановила свои атомные реакторы, вырабатывавшие 30 процентов электроэнергии, на профилактику. Граждан попросили к сентябрю сэкономить 15 процентов от потребления. Люди отреагировали по-стахановски, сэкономив 25, и вошли во вкус: освещение в офисных зданиях теперь приглушенное, кондиционеры на полную мощностью не включают, ночную подсветку городов сократили. Даже несмотря на то, что атомные электростанции возобновили работу. Правда, только до истечения сроков эксплуатации. Более того, проекты еще 14 реакторов, запланированных к постройке, теперь свернуты, а в районе правительственных зданий Касумигасэки ежедневно собираются сторонники полного и незамедлительного запрета атомной энергетики.
Удивительно, но среди них нет ни одного, кто принимал участие в ликвидации аварии на "Фукусиме". Об этом российским журналистам рассказал командир токийского пожарно-спасательного отряда третьего округа Кенджи Такеда. Через шесть дней после катастрофы он участвовал в операции по заливке жидкости для охлаждения стержней. Как ни в чем не бывало, он поведал нам ее детали и показал использованное оборудование. Кульминацией встречи стало измерение радиационного фона Токио. Счетчик Гейгера показал излучение в 0,05 микрозиверт в час при норме в 0,25.
Кенджи Такеда, ликвидатор аварии на "Фукусиме":
- На подготовку и осуществление операции нам потребовалось трое суток. Все это время мы почти ничего не ели, не пили и не спали. В принципе, отказаться от приказа невозможно, но в данном случае, если кто-то не хотел, можно было не ехать. У нас в отряде таких не нашлось. Своей семье я сообщил о деталях операции заранее. Все, что они могли сделать, - это попросить об осторожности.
Вся командировка была большим стрессом, потому что мы никогда не участвовали в ликвидации аварий на атомных станциях. Наиболее близко к аварийным блокам подходили сами командиры расчетов, в том числе и я. При этом информация, которую мы получали, не слишком отличалась от того, что передавали СМИ. Всю операцию мы завершили очень быстро. Отъехали в более безопасное место и там сняли три наших защитных костюма. Радиоактивная пыль осела даже на нижнем, поэтому их пришлось там же оставить. Отъехав еще дальше, мы сняли противогазы.
После ликвидации аварии нас регулярно осматривают врачи. В нашем отряде не оказалось ни одного человека, кому бы стало плохо от радиации. Мое самочувствие не изменилось - все отлично.
За проделанную работу нас хорошо отблагодарили. Руководство пожарной охраны выдало медали "За отличную службу", а токийская префектуральная администрация вручила похвальные грамоты.
Часто ли я вспоминаю "Фукусиму"? Ну вот надо было мне отчет составить - я и вспомнил. Но такого, чтобы просыпался от кошмаров, в которых фигурировала бы АЭС, нет. Сплю я очень хорошо.