Сегодня в России 46 тысяч детских садов. Но услуги дошкольного образования в целом оказывают 58 тысяч учреждений - это, помимо детсадов, и так называемые "нулевые" классы в школах, и учреждения дополнительного образования, и негосударственные организации. А в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 годы заложена серьезная поддержка дошкольного образования.
О том, каким оно должно быть сегодня, "РГ" беседует с директором департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Еленой Низиенко.
Российская газета: Елена Леонидовна, министерство впервые серьезно взялось за детские сады. Расскажите о принципиально важных моментах этого проекта.
Елена Низиенко: Для начала скажу, что помимо Федеральной целевой программы развития образования поддержка дошкольного образования с федерального уровня идет еще по одному направлению: выделяем регионам и муниципалитетам средства на оборудование дополнительно созданных мест в детских садах. В этом году создано около 200 тысяч мест. На их оснащение всем необходимым уже выделен миллиард рублей.
Что касается ФЦПРО на 2011-2015 годы, то здесь есть два важных подхода. В первую очередь, мы начали распространять лучшие практики дошкольного образования, которые выявили еще в ходе реализации нацпроекта "Образование". Для этого уже создано 16 стажировочных площадок - по две в каждом федеральном округе. Сейчас идет подготовка к их работе - закупается оборудование, специалисты проходят курсы повышения квалификации. В 2012-2013 годах на этих площадках будут стажироваться муниципальные команды.
РГ: Кто будет в составе команд, чем они будут заниматься?
Низиенко: Мы планируем за два года простажировать команды всех муниципалитетов России, а их около 2,5 тысячи. Команда будет состоять из 5-7 человек. Мы настоятельно рекомендуем регионам, чтобы туда непременно включили заместителя мэра по социальным вопросам, представителя финансовых органов, кого-то из законодательного собрания муниципалитета и, конечно же, воспитателей и руководителей детских садов.
РГ: Почему именно такой состав команды?
Низиенко: Потому что это будет не просто учеба чему-то новому. За две недели стажировки участники должны подготовить целостную программу развития дошкольного образования на своей территории с учетом ее специфики. Просчитать все по ресурсам, финансам, кадрам. С готовым проектом команды возвращаются в территории и там ее утверждают и реализуют. А эксперты будут следить за тем, как она работает.
Второе направление - кредиты регионам на строительство детских садов. Проект стартует со следующего года, на него выделено около 8 млрд рублей. Сейчас стоит задача закрыть очередь для детей от 3 до 7 лет.
РГ: Сколько же малышей стоит в очереди в детские сады?
Низиенко: Сейчас у нас 46 тысяч детских садов. А всего услуги дошкольного образования оказывают 58 тысяч учреждений - и школы, и различные кружки, и частные организации. В садики ходят 5,5 млн детей, а в очередниках - 1,9 млн. Структура очереди не меняется давно. Она по-прежнему на две трети состоит из деток от 0 до 3 лет и на одну треть - от 3 до 7 лет.
РГ: Известны многочисленные случаи, когда в помещении детских садов размещаются совершенно посторонние организации. Причина проста: многие здания попросту проданы. Из-за этого в других садах - гигантские очереди. Как министерство контролирует эту ситуацию?
Низиенко: Это началось в 90-е годы прошлого века, когда детей стало мало и помещения пустовали. Муниципалитеты должны были решить, что с ними делать. Содержать такое большое помещение непросто, это расходы. Можно было, конечно, найти выход и отдать здания учреждениям дополнительного образования, но не случилось. Многие были проданы в частные руки, и вернуть их уже невозможно. Некоторые были сданы в аренду организациям, которые их полностью внутри реконструировали. Сейчас процесс возвращения идет. Трудно и медленно, не всегда успешно, но идет.
РГ: У вас подрастет внучка. Сейчас ей три года - самый детсадовский возраст. Чего вам, как бабушке, не хватает в современных детских садах?
Низиенко: Меня очень волнует проблема качества дошкольного образования. Допустим, в течение 3-5 лет мы сможем обеспечить всех детей местами в детских садах. Но что мы им будем там давать, чему учить, как воспитывать? В детский сад сегодня приходят дети, которые родились в эпоху информационного общества. Детки, которые в 1,5-2 года уже прекрасно знают, что такое мобильные телефоны, на какие кнопки надо нажимать, как включать компьютер... Они практически с этим родились. Вопрос в том, готова ли наша система дошкольного образования принимать таких детей. Боюсь, что нет.
Приведу простой, но очень показательный пример из своей практики. Купила внучке мягкие кубики с картинками. Стали изучать, что на них изображено. Когда, показывая на картинку дискового телефона с трубкой, я попыталась ей объяснить, что это - телефон, ребенок пришел в полное недоумение. Малышка взяла мой "мобильник" и протянула мне: мол, вот же, бабушка, телефон, а что нарисовано на кубике - я не знаю и никогда не видела. Детский сад сейчас, его содержание - это телефон с диском и трубкой. Если мы будем решать проблему с местами и не решать проблему с современным качеством дошкольного образования, то мы ни к чему доброму через пять лет не придем.
РГ: Как обеспечить качество дошкольного образования?
Низиенко: В законопроекте "Об образовании в РФ" оно обозначено как равноправная с другими ступень образования. Но получается, что начальная школа сегодня уже учится по новому стандарту, а детсады работают по старому. Приказом минобрнауки установлены Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В документе прописаны требования к условиям и к структуре программы дошкольного образования. Сейчас идет дискуссия: нужно ли в структуру стандарта в новом законе включать требования к результатам, не приведет ли это к формальностям типа экзаменов? Да ни в коем случае! Кому нужны эти требования? Родителям - они должны понимать, на что система дошкольного образования должна работать. Воспитателям - для понимания того, как выстраивать образовательный и воспитательный процесс. Школе, но не для того, чтобы уличать в том, что кого-то не так подготовили, а для понимания общего результата. Чтобы можно было понять, в какой степени тот или иной первоклассник этого результата достиг, и, исходя из этого, строить работу с конкретным школьником. Вот тогда "паззл" сложится, тогда выстроится система и будет решен вопрос, над которым я начинала работать еще в 1986 году, - вопрос преемственности между детсадом и школой.
РГ: В России в детские сады ходит только половина детей. Должно ли дошкольное образование быть обязательным для всех?
Низиенко: Мне кажется, что ребенок обязательно до школы должен социализироваться. Один мой знакомый, которому уже за 40, как-то рассказал, что, несмотря на огромную любовь к маме и бабушке, которые его воспитали, до сих пор жалеет, что не ходил в детский сад. Гуляя во дворе, он имел дело максимум с семью детьми. А в первом классе вокруг было 30 незнакомых ребят и взрослые, с которыми нужно было общаться. "Начальную школу из-за этого вспоминаю, как страшный сон", - сказал он мне. Так что социальная адаптация и общение со сверстниками и другими взрослыми - очень важный момент в детстве каждого. Другой вопрос, что для этого есть разные формы. Тот же детсад, или кружки, или группы кратковременного пребывания, или клубы, куда ходят вместе родители и дети. Должен быть максимальный выбор.