В рамках перекрестного Года культуры Испании и России и международного научного конгресса "История семьи - история народа", организатором которого являются Российский государственный гуманитарный университет и Университет Сантьяго де Компостела (Испания), состоялось уникальное событие: в главном кафедральном соборе города, где покоятся мощи святого апостола Иакова, впервые прошел концерт Московского Синодального хора, программа которого представила ретроспективу русских церковных песнопений XV-XXI веков.
Концерт Московского Синодального хора, на котором присутствовали свыше 1500 человек, стал настоящим "культурным открытием" для местных испанцев, паломников, а также участников конгресса "История семьи - история народа". В программе концерта под названием "Русская духовная музыка сквозь пять столетий" прозвучали произведения Дмитрия Бортнянского и Алексея Львова, Александра Кастальского и Павла Чеснокова, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, Николая Голованова и Георгия Свиридова, митрополита Илариона и Алексия Косолапова.
По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Королевстве Испания и Княжестве Андорра Александра Кузнецова, это выступление стало одним из ярких заключительных аккордов крупного проекта Года России в Испании и Испании в России: "Московский Синодальный хор впервые выступает в Испании и тем более в таком исключительном месте, как кафедральный собор Сантьяго де Компостела. Несколько лет назад мы преподнесли в дар русскую икону святого апостола Иакова, и сегодняшнее выступление Московского Синодального хора - продолжение тех сердечных контактов, которые мы поддерживаем с собором Сантьяго де Компостела".
Настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде Андрей Кордочкин тоже считает это событие особенным, так как мир русского православия и мир испанского католичества знают друг о друге очень мало: "Я очень рад за испанцев, которые имели возможность познакомиться с сокровищами православной духовной музыки. Это свидетельство живой духовной традиции, в которой эта музыка рождалась. Традиционно христианское искусство и в звуках, и в красках происходило из литургического опыта; оно было предназначено для того, чтобы озвучить этот духовный опыт и позволить принять его другим. В более позднее время церковная музыка сочинялась абсолютно светскими людьми, и критерии духовной красоты стали очень сильно отличаться. Знаменный распев, где музыка подчинена тексту, максимально точно и убедительно передает смысл, возвращает к изначальному восприятию литургической музыки, рождающейся из опыта и ему и предназначенной. Например, произведения Рахманинова, основанные именно на традиционном богослужебном песнопении, несут тот внутренний опыт, который был понятен его современникам. Иларион Алфеев, произведение которого прозвучало в программе концерта, представляет новое поколение композиторов".