29.11.2011 23:09
    Поделиться

    В США проводится ретроспектива работ художника Олега Васильева

    (Перевод публикации во вкладке Russia Beyond The Headlines в The Washington Post)

    Нора Фицджеральд, специально для RBTH

    Русский художник Олег Васильев дает памяти слово. Зачастую он начинает с личных воспоминаний о своей семье, о доме, о дороге или о поле. Затем он создает идею, которая, по мере его экспериментов со светом и пространством, становится все более реальной.

    Васильев родился в Москве в 1931 году. Он принадлежит к тому поколению русских художников, которое отвергало узкие рамки государственного соцреализма в СССР и создавало свое искусство, искусство андерграунда.

    "Хотя его картины и рисунки начинаются с чего-то конкретного и личного, Васильев может превратить эти события и образы в нечто, имеющее вселенский масштаб", - говорит Наталья Колодзей, руководитель фонда Kolodzei Art Foundation. Фонд оказывал поддержку русским художникам в эпоху великих потрясений и собрал коллекцию из 7 000 работ.

    По словам Колодзей, Васильев приглашает "зрителя исследовать пейзаж памяти".

    Некоторые его работы носят как личный, так и политический характер. В 1980 году Васильев создал символичную обложку для журнала "Огонёк", которая стала известным произведением искусства. Картина представляет докладчика, выступающего на съезде Политбюро, но Васильев специально затмевает лицо говорящего залитым светом пересекающихся лучей. Эффект ошеломляющий и одновременно прекрасный. Это напоминает стирание политических деятелей с фотографий в эпоху Сталина. Как только они впадали в немилость, их удаляли с фотографий, заключали в тюрьмы или казнили. В 2005 году обложка этого номера "Огонька" была представлена на выставке "Россия!" в музее Гуггенхайма.

    Сейчас ретроспектива работ Васильева проводится в Музее русского искусства в Миннеаполисе. Музей является уникальным местом в центре Америки, посвященным русскому искусству. Экспозиция представляет как новые работы Васильева, в том числе недавние гравюры, так и работы времен разгара "холодной войны".

    "Многие работы выставляются в США в первый раз, а некоторые вообще никогда раньше не были доступны взглядам публики", - говорит Колодзей, которая также предоставила работы для выставки.

    Короткий экскурс в историю русского андерграунда

    Русские нонконформисты, как их называют, вели подпольную художественную жизнь в своих крохотных квартирках. Иногда случались тайные выставки. Еще более редкими были приезды иностранцев, таких как выдающийся и бесстрашный коллекционер Нортон Додж. Об официальных экспозициях речь даже не шла.

    Молодому Васильеву удалось продемонстрировать свою работу в 1968 году в московском кафе "Синяя птица", в том самом кафе, в котором его современники Виталий Комар и Александр Меламид совершенствовали свои ироничные и яркие пародии на соцреализм, создавая жанр, который известен как соц-арт.

    Васильев занимался в художественной школе в Москве. Как и его друг, Илья Кабаков, зарабатывал себе на хлеб, иллюстрируя книги для детей. Только эмигрировав, художник смог жить за счет своего творчества. В последние годы он заработал миллион долларов на продаже своих картин с аукциона.

    Десятки художников в 1970-1980-е годы уезжали в добровольные ссылки, но не всем из них повезло так, как Васильеву. Был бурный период, когда интерес к России оставался высоким, но страсть для многих уже прошла. Многие художники испытали шок от столкновения с другой культурой, языком, самосознанием.

    В книге "Олег Васильев: память говорит" Наталья Колодзей пишет: "после переезда в США Васильев понял, что чем дальше он был от своих друзей и воспоминаний, тем сильнее становилось его желание запечатлеть близкие ему и важные для него вещи".

    Васильев, в отличие от многих эмигрировавших соотечественников, продолжал творить и успешно пережил кризисы самосознания и мировоззрения. Он также остался верен своему четкому видению мира. "Река времени несет меня все дальше и дальше, - писал он, - и яркие моменты, погруженные в золотое сияние, остаются на берегах".

    Как сказал Уильям Фолкнер, а Васильев запечатлел на своих картинах, - прошлое не умирает. Воспоминания живут в том числе благодаря искусству. Только история расскажет, какой вклад внесли художники, подобные Васильеву, в открытие и падение подавлявшей их системы.

    Васильев, рожденный в Москве в 1931 году, писал: "Река времени несет меня все дальше и дальше".

    Нора Фицджеральд, работала корреспондентом ARTnews в Москве. Приглашенный редактор RN.

    Поделиться