29.11.2011 23:22
    Поделиться

    Назван победитель конкурса "Воспитатель года"

    60 лучших работников системы дошкольного образования приняли участие в ежегодном Всероссийском конкурсе "Воспитатель года". Конкурс проводится в стране уже второй раз и стал очень популярным среди педагогов системы дошкольного образования.

    По словам председателя общероссийского профсоюза образования Галины Меркуловой, сейчас в России более 50 тысяч дошкольных детских учреждений, в которых работают около 1 миллиона 200 тысяч воспитателей, музыкальных работников, инструкторов по физкультуре, педагогов-дефектологов, логопедов и психологов. Приветствуя участников конкурса, министр образования и науки Андрей Фурсенко сказал: "Конкурс позволяет нам знакомиться с самыми лучшими педагогическими практиками дошкольного образования, а участникам - обменяться опытом и наметить новые горизонты профессионального развития. Проведение конкурса не только закрепляет добрые традиции, но и открывает дорогу новым направлениям развития дошкольного образования в нашей стране, становится значимым фактором повышения его качества".

    По мнению председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, такие конкурсы подчеркивают тот факт, что сфера дошкольного образования стала приоритетной для государства и рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Поэтому вопросы дошкольного образования включены во все стратегические программы развития страны как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

    В ходе конкурса воспитатели пробовали свои силы в самых разных заданиях: проводили занятия с детьми, делились методиками и разработками, участвовали в дискуссиях - такой, например, как "Федеральные государственные стандарты и дошкольные образовательные учреждения". Вопрос, надо сказать, не из простых, потому что даже известные российские эксперты в сфере дошкольного образования спорят и не могут прийти к единому мнению - должны ли детские сады следовать строгим стандартам?

    Непростым оказался для участников конкурса и вопрос о взаимоотношениях воспитателей с родителями. Можно ли воспитателю жаловаться на ребенка? Как быть, если ребенок не хочет идти в детский сад или приносит домой чужие игрушки? Как усмирить драчуна? На все каверзные вопросы надо было дать аргументированные ответы. Получилось не у всех.

    В итоге победителем второго Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России-2011" стала Наталья Помпеева, учитель-логопед детского сада комбинированного вида "Снежинка" из поселка Новоаганск (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

    Наталья родом из маленького поселка. До ближайшего села - почти 10 километров, до города - 50. На весь поселок - три детских сада. Наталья работает в одном из них. И она не просто воспитатель, она педагог-логопед, отличный диагност, что позволяет ей добиваться прекрасных результатов. К сожалению, с каждым годом растет число детей с логопедическими проблемами. Если прежде диагноз "дизартрия", "дислексия" или "дислалия" (нарушения речи, произношения или чтения. - Прим. ред.) ставили единицам, то сейчас они встречаются все чаще. И если не заниматься с такими детьми в раннем детстве, то в школе они вряд ли будут успешными. Некоторые школы, в том числе в Москве, стараются даже не принимать в первый класс детей с логопедическими проблемами. Но в больших городах есть много возможностей помочь такому ребенку - и научные учреждения, и психолого-педагогические коррекционные центры, и логопедические кабинеты в поликлиниках. А в небольших населенных пунктах им некому помочь, кроме логопеда детского сада, поэтому ценность разработок Помпеевой очевидна.

    Она работает с детьми с общим недоразвитием речи, используя в этом современные технологии. Разработала целую систему коррекционной работы, при которой в рамках общей программы взаимодействуют музыкальный педагог, инструктор по физической культуре, воспитатель и логопед. Особенности произношения звуков педагог объясняет с помощью забавных гномиков - Ау, Тима, Тома. А еще на занятиях Помпеевой с детьми присутствуют и другие симпатичные персонажи - Мудрая сова, Лесовичок. Дети на ее уроках не учат "положение языка в межзубном пространстве", а помогают Змее проползти через разные препятствия - Шапку, Шубу, Шкаф, Шило... Делают физкультразминку, показывая, как Шуршат деревья, Шуршат кусты и Шелестит трава. Поют, проговаривая при этом проблемные звуки. Правильно произносить звуки "Б" и "П" им помогает собачка Булька.

    Обучая через игру, Помпеева добивается положительных результатов у детей гораздо раньше, чем при использовании традиционных методик. Кроме того, педагог занимается просветительской работой, пропагандирует логопедические знания среди родителей, учит их, как заниматься с детьми дома, какие упражнения выполнять, чтобы помочь ребенку. Презентация ее программы на конкурсе вызвала у жюри огромный интерес. В блоге Натальи Помпеевой всегда есть благодарные комментарии ее коллег. А все без исключения дети из детского сада "Снежинка" приходят в первый класс без речевых проблем.

    Кстати

    На конкурсе многие воспитатели получили награды в отдельных номинациях, призы зрительских симпатий и награды за мастерство. В номинации "Лучшая авторская методика для дошколят" приз вручили Ирине Виноградовой (Московская область), в номинации "Сердце, отданное детям" - Любови Щербак (Ивановская область), в номинации "Симпатии детей" лучшей признали Наталью Рогожкину (Пензенская область), Светлану Чащину (Республика Тыва) и Ольгу Орешкину (Ставропольский край). МГППУ в номинации "Развитие" наградил Наталью Плугину (Саратовская область), а в номинации "Игра и игрушка" - Инну Черноскутову (Курганская область). Победителями в номинации "Инновация и творчество" назвали Ольгу Колесникову (Санкт-Петербург) и Любовь Щербак (Ивановская область).

    Участники конкурса объединились во Всероссийский клуб воспитателей, цель которого - знакомство с передовыми методиками лучших педагогов, обмен опытом, поддержка талантливых работников дошкольных учреждений. Уже вышел в свет первый сборник методических разработок, конспектов, презентаций и программ лучших воспитателей детских садов. Все члены клуба активно общаются на форуме. И одна из самых обсуждаемых тем - оценка и экспертиза программ, представленных на конкурсе. Участники конкурса предлагают оценивать выступления по четко разработанной школе, чтобы было понятно, за что получает баллы каждый номинант, а также четче разработать правила творческой презентации. Спрашивают: могут ли принимать участие в конкурсе инструкторы по физической культуре? Есть предложения проводить конкурсы и среди педагогов коррекционных детских садов, создать открытые базы данных по лучшим методикам со ссылками в Интернете. Одним словом, высказываются интересные мнения, многие из них будут учтены при проведении третьего Всероссийского конкурса "Воспитатель года".

    Поделиться