01.12.2011 09:33
    Поделиться

    Эксперты: Инвесторы не спешат в ПОЭЗ "Советская Гавань"

    Потенциальных резидентов ПОЭЗ "Советская Гавань" отпугивают медленные темпы формирования инфраструктуры

    В начале ноября состоялись конкурсы по объектам транспортной инфраструктуры первой очереди портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) "Советская Гавань" - автодорогам до мыса Марии и до мыса Вячеслава.

    Предполагается, что инфраструктурное развитие зоны будет происходить поэтапно в соответствии с приходом в нее резидентов, способных сформировать существенную грузовую базу и нарастить грузооборот, а также с развитием новых производственных мощностей. Так считают разработчики концепции создания и развития ПОЭЗ.

    Путь резидента

    В январе 2010 года минэкономразвития России заключило трехстороннее соглашение с правительством Хабаровского края и администрацией Советско-Гаванского муниципального района о создании ПОЭЗ сроком на 49 лет. Территория входит в число 24 особых экономических зон России. Она организовывалась для привлечения инвестиций и модернизации существующей инфраструктуры, создания перспективных направлений экспортно-импортных операций, роста экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, организации новых рабочих мест.

    - Правительство Хабаровского края уделяет особое внимание поддержке и стимулированию комплексных проектов развития, - заявил губернатор территории Вячеслав Шпорт.

    По замыслу организаторов, привлечь бизнес должны многочисленные преференции, как то: комфортный административный режим, обеспечение резидентов инфраструктурными объектами, отсутствие платы за подключение к сетям и пониженные ставки арендных платежей. В части таможенных и налоговых льгот инвесторы пользуются преимуществами режима свободной таможенной зоны: отсутствием ввозных пошлин и НДС на импортное оборудование, пониженной или нулевой ставкой по ряду налогов. В результате экономия может достигать до 30 процентов инвестиционной стоимости проекта.

    Получить статус резидента может как российская компания, так и иностранный инвестор. Доля иностранного капитала в уставном фонде компании не ограничена. Претендент подает заявку на заключение соглашения о ведении деятельности и бизнес-план по форме, утвержденной минэкономразвития России. Процедура проста, прозрачна и зафиксирована законодательством РФ. А сам процесс получения статуса, как заверяет Игорь Марычев, руководитель направления по развитию ОЭЗ портового типа ОАО "Особые портовые зоны", занимает 53 дня.

    Несмотря на то, что возможные виды деятельности компаний инвесторов (резидентов зоны) определены федеральным законодательством, с учетом возможности его корректировки перечень может быть расширен. Разработчики предлагают дополнить список за счет экспортно-ориентированных производств (например, переработки древесины). Но для этого должны быть внесены соответствующие изменения в федеральный закон "Об особых экономических зонах".

    В России территории с данным статусом действуют с 2005 года. Их можно разделить на технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные и портовые. К последним, кроме Советско-Гаванской, относятся ОЭЗ на базе аэропорта Ульяновск-Восточный и на базе морского порта Мурманск.

    - За период функционирования ОЭЗ всех типов в них осуществляют проекты 294 инвестора, вложившие 36 миллиардов рублей и создавшие шесть тысяч рабочих мест, - резюмирует Екатерина Лукичева, руководитель департамента особых экономических зон и проектного финансирования министерства экономического развития РФ.

    Прекрасное далеко

    Источниками финансирования развития ПОЭЗ названы федеральный, региональный и муниципальный бюджеты, средства ОАО "РЖД", а также крупных грузовладельцев и грузоотправителей.

    На инфраструктуру портовой особой экономической зоны в ДФО требуется 50,8 миллиарда рублей, но в 2011-2013 годах планируют выделить чуть более семи процентов этой суммы

    Совокупные инвестиции, согласно перспективному сценарию развития до 2030 года, должны составить 116,3 миллиарда рублей, из которых около 44 процентов пойдет на создание инфраструктуры. Определены и пропорции бюджетного финансирования: за счет средств федеральной казны - 84 процента, Хабаровского края - 11 и муниципального района - пять. При этом, согласно постановлению правительства РФ, в 2011-2013 годы на эти цели будет затрачено более 3,7 миллиарда рублей: 3,15 - из федерального бюджета, 0,59 - субъекта РФ и муниципального района. Общая потребность в государственных инвестициях, по мнению экспертов, составит 50,8 миллиарда рублей. Инфраструктурное обеспечение зоны должно быть завершено к 2020 году.

    За счет привлечения инвесторов предполагается дальнейшее развитие портовой деятельности, создание высокотехнологичных производств внутри ПОЭЗ и в Советско-Гаванском районе. Основным видом услуг здесь должны стать перевалка грузов, судоремонт, переработка биоресурсов, а также бункеровка. На деньги частных инвесторов будут строить объекты, непосредственно связанные с перевалкой и хранением грузов (железорудный концентрат, контейнеры, зерно, уголь, пиломатериалы, нефтепродукты), развитием мощностей рыбоперерабатывающих предприятий и модернизацией судоремонтного сектора.

    Предполагаемые сроки реализации основных проектов согласно концепции придутся на период с 2011 по 2025 годы.

    Планируется увеличение грузооборота порта к 2015 году до пяти миллионов тонн, а к 2025-му - до 25 миллионов. Суммарный же грузооборот портовой ОЭЗ после выхода на проектную мощность должен составить не менее 28,5 миллиона тонн различных грузов. Объем судоремонтных работ вырастет до 250 условных судоремонтов в год. Развитие биоресурсного кластера обеспечит ежегодную переработку морепродуктов в количестве, превышающем 45 тысяч тонн.

    Предприятия деревообрабатывающего кластера будут ориентированы на экспорт продукции в Японию, их суммарный годовой объем производства устремится к показателю 630 тысяч тонн.

    По результатам предварительного финансового моделирования бизнес-проектов потенциальных резидентов, к 2030 году суммарная ежегодная выручка от реализации товаров и услуг организаций ПОЭЗ может составить 83,9 миллиарда рублей. Платежи в бюджеты всех уровней за 2011-2030 годы превысят 113 миллиардов рублей. Будет создано не менее четырех с половиной тысячи новых рабочих мест, что особенно важно для Дальнего Востока. Ведь за период реформ из Советской Гавани уехала половина населения: в начале 1990-х здесь проживали почти 64 тысячи человек, а к началу 2010 года - лишь около 32 тысяч.

    Мертвый узел

    Первая в России ПОЭЗ "Советская Гавань", на территории которой планируют построить современный мощный многофункциональный глубоководный порт, должна войти в состав Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Изначально предполагалось, что будущих инвесторов привлекут перспективы экспорта природных ресурсов и удобное местоположение. Но уже сегодня железная дорога не может обеспечить выполнение всех заказов по отгрузке на расположенный в непосредственной близости от Советской Гавани порт Ванино. По данным ДВЖД, заявки 2010 года превышали 23 миллиона тонн, что больше пропускной способности участка от Комсомольска-на-Амуре до побережья Ванино и Советской Гавани. Расширить провозные мощности позволит реконструкция участка пути Оунэ - Высокогорная и строительство нового Кузнецовского тоннеля. Но даже после окончания работ дорога сможет доставлять не более 30 миллионов тонн грузов в год. Хотя уже сегодня только один из ведущих российских экспортеров угля, работающих в регионе, готов везти в Ванино 25 миллионов тонн.

    Специалисты минэкономразвития Хабаровского края в среднесрочной перспективе прогнозируют рост грузопотока на Ванино до 90 миллионов тонн в год. Поэтому возможна ситуация, когда везти грузы в ПОЭЗ будет просто нечем. В рамках нескольких федеральных программ запланированы крупномасштабные проекты по модернизации отдельных участков БАМа и реконструкция станций, обслуживающих узел. Но улучшение локальной транспортной инфраструктуры может оказаться недостаточно эффективным без увеличения мощности магистральной дороги.

    Кстати, разработчики полагают, что перспективы развития порта Советская Гавань в части рыбной промышленности, судоремонтных производств, создания контейнерного терминала с рефплощадкой, складов для замороженной продукции имеют минимальную зависимость от пропускной способности железной дороги и могут реализовываться уже сейчас.

    Правда, как отмечают специалисты, ситуация осложняется растущим неудовлетворенным спросом на электроэнергию. Дефицит сохранится до четвертого квартала 2013 года, пока не будет введена в эксплуатацию ТЭЦ в городе Советская Гавань. Ее мощность составит 120 мегаватт.

    Поделиться