Разговоры об этом ходили давно, но после того как была обнародована концепция развития городского пассажирского транспорта, мечты и пожелания обрели черты реальных проектов.
Сегодня скоростной трамвай уже действует в Усть-Илимске - он связывает центр города с промышленными окраинами. Прекрасно зарекомендовал себя скоростной трамвай в Волгограде. Здесь он спроектирован довольно остроумно - скоростные линии местами переходят в обычные трамвайные рельсы, а на отдельных участках - наоборот, уходят в тоннели, по сути дела превращаясь в подобие метрополитена. Сделано это с расчетом на перспективу - некоторые станции со временем можно будет переоборудовать под метро. Эту транспортную систему в городе-герое на Волге называют "метротрам".
Как считает начальник Красноярского департамента транспорта Олег Якубович, скоростной трамвай - единственный вид транспорта, который способен спасти город от пробок:
- Скоростной трамвай имеет лучшее соотношение характеристик: стоимость - комфорт - безопасность - экологичность. По многим показателям такой трамвай близок к метрополитену, но прокладывать его линии проще и быстрей. Этот транспорт активно внедряется в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в столице первую линию скоростного трамвая на востоке города планируют запустить в 2013 году; по предварительным оценкам, это обойдет в 17 миллиардов рублей.
По мнению красноярских властей, скоростной трамвай может значительно разгрузить улицы города от легкового транспорта. Согласно опросу, почти половина автовладельцев в Красноярске готовы оставить свои машины и воспользоваться общественным транспортом, если при этом не придется стоять в пробках.
Принципиальное отличие скоростного трамвая от его обычного собрата - полная изолированность путей от пересечения с автомагистралями и пешеходными переходами. Для этого трамвайные линии прокладывают на эстакадах или на огражденном обособленном полотне, то есть на уровне, расположенном ниже или выше проезжей части. От метрополитена (строительство которого в Красноярске фактически заморожено) скоростной трамвай отличается сравнительной дешевизной, хотя это, конечно, понятие весьма относительное. Точной суммы, в которую выльется строительство линий скоростного трамвая и закупки соответствующего оборудования и трамвайного парка, назвать пока не может никто. Но уже сейчас понятно, что она весьма велика, и городской казне без помощи инвесторов ее не потянуть.
- Внедрение скоростного трамвая в Красноярске выльется в миллиардные затраты, однако запускать этот вид транспорта нужно в ближайшее время, даже если для этого понадобится привлекать частные деньги. Решить вопрос только за счет бюджета, наверное, будет сложно, - сказал мэр города Красноярска Петр Пимашков.
Проектные линии скоростного трамвая
Поселок Энергетиков - КрасТЭЦ (с устройством эстакады через железнодорожные пути).
Улица Матросова - горнолыжный комплекс "Бобровый лог" и далее до парка "Роев ручей" (вдоль улицы Свердловской).
КрасТЭЦ - ж/д вокзал.
Солнечный - ж/д вокзал.
Ветлужанка - КрасТЭЦ.