Новости

01.12.2011 08:47
Рубрика: Экономика

Бизнес-коктейль

Развивать деловой туризм в Екатеринбурге намерены за счет расширения культурно-познавательной программы

Рынок делового туризма (MICE-индустрии) в России растет примерно на 30 процентов в год и отличается более высокой маржой, чем индустрия массового отдыха. Корпоративный турист стоит почти в три раза дороже обычного. Только достаются эти капиталы не российским городам, а все тем же Турции и Египту, поездками в которые стало модно премировать сотрудников.

Бизнес-туристы стали настолько искушенными, что уже не хотят довольствоваться скучными "посиделками" на одном месте. Молодым менеджерам после деловой программы требуется эмоциональная разрядка. Вот и изощряются организаторы мероприятий: то венецианский бал устроят для дистрибьюторов бытовой техники, то байк-шоу для врачей.

- Любая встреча - это море общения, не только в зале, но и в гостинице, в баре, в кулуарах. Это совмещение деловой и развлекательной программы, причем психография у разных профессий разная, поэтому и встречи надо организовывать по-разному, - рассуждает Рудольфо Муско, президент Motivation & Events. - Чтобы оценить туристский потенциал территории, надо понять, насколько она интересна с точки зрения новых впечатлений.

Мэтр уверен, что иностранцы в Россию едут не ради пятизвездочных гостиниц, а за тем, чего нет у них на родине. В Москву - ради Кремля и Красной площади, в Санкт-Петербург - ради каналов и дворцов. Но вот подлинно народного духа в столицах не почувствовать - за экзотикой нужно отправляться в регионы.

Чем же может привлечь туристов Екатеринбург? Этим вопросом озадачились участники международной конференции, посвященной региональному развитию индустрии встреч.

В последние годы столица Урала все громче заявляет о себе на рынке MICE-индустрии (английская аббревиатура: meetings, incentives, conferences, exhibitions - встречи, поощрения, конференции, выставки). С 2005 года количество туристов, приезжающих в Екатеринбург, увеличилось в 2,5 раза - с 300 до 891 тысячи человек. Их готовы принять 94 площадки общей вместимостью 20 тысяч мест, в том числе 68 специализированных. Из 57 гостиниц города 39 предлагают услуги конференц-залов, а 10 позиционируются как конгресс-отели. Всего же на территории мегаполиса работает 98 средств размещения на 7732 места. Помимо туристических компаний, специализирующихся на обслуживании деловых туристов, в городе работают профессиональные операторы MICE-сферы и конгресс-бюро, координирующее деятельность участников рынка.

Ежегодно в столице Урала проходит порядка 300 мероприятий разного уровня. По статистике, 87 процентов туристов - это предприниматели, приезжающие для переговоров, поиска новых клиентов, партнеров и подрядчиков из близлежащих регионов. На втором месте по частоте визитов - ученые. Уральское отделение Российской академии наук и вузы - одни из самых активных организаторов мероприятий, привлекающих статусных экспертов.

Пик активности традиционно приходится на весну: в апреле текущего года, например, в Екатеринбурге прошло 70 конференций, выставок и семинаров. В августе, для сравнения, - всего шесть. Наибольшее число участников привлекают медицинские, юридические форумы, а также мероприятия по вопросам безопасности, коммуникаций и связи, инноваций, энергетики, недвижимости, международного и межнационального сотрудничества, торговли и услуг, IT-технологий.

Столь бурными темпами развития MICE-индустрии не может похвастать ни один другой город УрФО. Во многом этому способствуют продолжающаяся экспансия крупного российского бизнеса и приход иностранных инвесторов в регионы, высокий уровень деловой и дипломатической активности на Среднем Урале, а также повышение его транспортной доступности. Вместе с тем и чиновники, и участники рынка признают, что Екатеринбургу в силу его географической удаленности пока сложно конкурировать с европейскими городами и центром России - слишком весомыми оказываются затраты туристов на проезд и проживание. К дополнительным организационным и финансовым потерям приводят и существующие правила оформления виз в страну.

- При всех плюсах екатеринбургского аэропорта решающим по-прежнему остается временной фактор. Поэтому так важно расширять географию полетов, частоту рейсов, оптимально выстраивать систему стыковок. Для дальнейшего развития индустрии встреч надо продолжать работу по улучшению конференц-площадок и повышению качества оказываемых ими услуг. Отдельно стоит вопрос подготовки кадров: какие бы хорошие площадки мы ни строили, если нет персонала, владеющего иностранными языками и современными технологиями обслуживания мероприятий, город сразу же проигрывает, - говорит Светлана Гарипова, председатель комитета по внешним связям администрации Екатеринбурга.

Повышать конкурентоспособность Екатеринбурга на международном уровне власти планируют в рамках концепции be fresh ("фантастические идеи, надежные партнеры, наполненный энергией динамичный бизнес в самом центре России"). Перед участниками рынка в рамках стратегии-2020 поставлена задача превратить город в один из ключевых центров деловых коммуникаций. За 10 лет количество специализированных площадок, соответствующих мировым стандартам, должно увеличиться до 35, кроме того, будет введено 19 новых площадок. По сравнению с 2010-м поток гостей и количество конгресс-мероприятий возрастут вдвое. При этом должны измениться не только количественные, но и качественные показатели. К 2020 году Екатеринбург должен будет принимать ежегодно до 300 тысяч иностранных гостей и не менее 18 крупных международных мероприятий (без учета "Экспо-2020").

Увеличения турпотока планируют добиваться во многом за счет расширения культурно-познавательной программы. В обновленную стратегию развития туризма вошли восемь магистральных тем: минералогия (золото Березовского, путешествие по бажовским местам), индустриальный туризм, город на границе Европы и Азии, царские места (в 2013-м дом Романовых отметит свое 400-летие), памяти первого президента России Бориса Ельцина, город на Транссибе и другие.

Помимо этого концепция подразумевает добровольную паспортизацию конгресс-площадок.

- Это очень важный фактор качественного развития отрасли. На федеральном уровне критерии не определены, поэтому планируем разработать их самостоятельно, по аналогии с сертификацией гостиниц как системой соответствия определенному уровню качества услуг, - отмечает Светлана Гарипова.

Правда, такими планами могут похвастать далеко не все российские города, претендующие на звание туристических центров. И обусловлено это не только уровнем развития инфраструктуры на местах и неумением потакать гостям, но и слабой информированностью федеральных операторов о том, что происходит в регионах. Болезни роста отрасли - это использование "серых" схем, сильная зависимость от поставщиков - малого и микробизнеса, отсутствие системности, бизнес-моделей, которые можно копировать, а также заказа на подготовку кадров. А главное - слабый маркетинг территорий.

- Во многом индустрия встреч в регионах - это не бизнес, а ремесло. Все делается "на коленке". Это связано с объемами рынка, - признает Юлия Скороходова, генеральный директор MICE-компании из Ярославля.

Катализатором роста, по ее мнению, должны стать кластеры делового туризма, в которые помимо операторов конгресс-мероприятий войдут рестораны, гостиницы, транспортные компании, изготовители сувенирной продукции, торгово-развлекательные заведения. Это позволит прогнозировать сезонность спроса, осуществлять сопутствующие продажи. Сотрудничая на локальном уровне, участники кластеров будут конкурентоспособными на глобальном, получая преимущество перед федеральными операторами или прямыми заказчиками за счет комиссий от региональных поставщиков услуг.

- Больше других в конкурентоспособности местного турпродукта должны быть заинтересованы местные власти, поскольку на территории остаются налоги и создаются новые рабочие места. Сейчас до 70 процентов заказов в регионах выполняют местные подрядчики, в то время как бюджеты мероприятий и, соответственно, налоги достаются Москве, - говорит эксперт.

Экономика Туризм Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники