|
Видео: с сайта tv2.tomsk.ru |
Полураздетую седую женщину поднимают с заснеженной земли. "Женщина, вставайте! Вставайте!" - повторяет полицейский.
И - одновременно дотрагивается до ее плеча чем-то, похожим на электрошоковое устройство. Это видеоролик, размещенный в сети Интернет. Дело происходит на томском вокзале. Снимает молодой сотрудник железной дороги. По его словам - "для прикола".
Это очень по-современному - увидеть лежащую на снегу бабушку и не подойти к ней, не помочь, не поднять, а достать камеру и снимать из-за угла. Или в данном случае - из-за вагона. Еще прикольнее - потом разместить снятое в сети. Чтобы повеселились как следует все: "полицейские пытают бабушку электрошокером" - это самое мягкое название ролика, разлетевшегося по сайтам. Правда, стоит признать: нынче вот такие съемки, как ни рассуждай о нравственных качествах "режиссеров", все чаще становятся единственным свидетельством серьезных правонарушений, о которых иначе никто и не узнал бы. Технический аналог совести. Многопиксельная "высшая справедливость".
Именно ролик в сети стал поводом для проверки действий 42-летнего прапорщика отдельной роты ППС Томского линейного отдела МВД России - это он тычет чем-то в бабушку, что отчетливо видно на видеокадрах. Проверка закончилась возбуждением уголовного дела - теперь прапорщика, 14 лет отслужившего в органах внутренних дел без единого замечания, подозревают в превышении должностных полномочий с применением насилия. Видео еще будут изучать и изучать - как сообщил "РГ" руководитель Новосибирского следственного отдела Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Роман Иващенко, по делу назначен ряд технических экспертиз.
Не устояла
Но о герое нашумевших кадров - чуть позже. Начнем с героини, которая сегодня чувствует себя неважно и вынуждена сутками напролет прятаться от журналистов. Она не так уж стара - 60 ей исполнится только в будущем году. Живет одна. Нигде не работает. Пьет - то ли от одиночества, то ли еще от чего. Но, как говорят, еще не утратила чувства собственного достоинства, не опустилась. 4 ноября женщина отправилась в гости к подружке. Не домой - на работу. Работает подружка мойщицей вагонов, вот и дежурила в ночь. В парке техобслуживания вагонов пенсионерка выпила, по собственному признанию, граммов 200-300 водки. Потом они с хозяйкой поиграли в карты. Потом гостья заснула. Проснулась часа в 3 ночи и решила пойти домой - действительно, засиделась. Дом недалеко от вокзала, но путь к нему труден: нужно пролезать под вагонами. Пока лезла, вроде бы ударилась головой. Упала. Ну и - раз подняться нет сил, приходится спать на снегу.
Получается, проспала женщина на морозе около 5 часов. Только к 8.30 народ начал собираться на работу. Тут бабушка и обнаружилась. Подходить к ней никто не решился. Мало ли что. Да и не наше это дело - интересоваться самочувствием валяющихся на снегу посторонних старух, так ведь? Охранник вызвал полицию. Любопытствующие навострили камеры. Началось.
"Она была мокрая, я не хотел трогать ее руками и потрогал фонариком, чтобы не испачкаться", - утверждает прапорщик. "Я в этот момент отвернулся и ничего не видел", - говорит его напарник. Совместными усилиями двое полицейских и охранник все-таки поднимают пожилую женщину, которая не в состоянии стоять на ногах. Ведут - а вернее, несут - в помещение. Ее не на шутку трясет - и спасенную от холодной смерти бабушку поят горячей водой и вызывают "скорую". Сама героиня ничего этого уже не помнит. Она очнулась только в приемном покое медсанчасти, куда ее привезли с диагнозом "переохлаждение" и "алкогольное опьянение". Пока оформляли документы на госпитализацию, развернулась - и продолжила путь домой.
Фонарный полицейский
"Гром" в жизни старушки и полицейского грянул только через 17 дней, 22 ноября: ролик попался на глаза журналистам, они начали звонить в полицию и требовать комментариев. Героиню тут же нашли полицейские и спросили - был электрошокер?! "Нет", - ответила она, справедливо опасаясь, что скажи она "да" - привычная жизнь тут же и кончится. И только следователям СК, приехавшим в Томск из Новосибирска и убедившим ее, что они никакого отношения к полиции не имеют, потерпевшая рассказала все. Как почувствовала странную боль в ноге и, вглядевшись, рассмотрела - полицейский касается ее какой-то палкой. Потом от этой же палки - боль в области живота. Как будто удар. Внутри все сжимается. И третий раз - по руке, которой она пытается отмахиваться. "Зачем? - недоумевает она. - Ведь я же не представляла никакой опасности!" Желудок у пострадавшей болит до сих пор. А еще сильнее болит душа - уж слишком неприглядны видеокадры, которые ей продемонстрировали. "Это моя личная жизнь, я пожилой человек, женщина", - переживает. От стыда ей еще долго не спрятаться - если уголовное дело будет доведено до суда, не избежать еще более широкой огласки.
Между тем герой, в очередной раз прославивший на всю страну томских полицейских, категорически утверждает - он невиновен. Готов даже подавать иски в суд на оболгавшие его СМИ. Он добровольно выдал начальству предполагаемое орудие преступления - и совершенно не факт, что эксперты признают эту штуку электрошоковым устройством. Фонарик как фонарик, сантиметров 30 в длину. Правда, колба с лампочкой съемная. И если ее снять, под ней обнаруживаются железные "усы", через которые проходит ток. И есть красная кнопочка на корпусе. По словам подозреваемого, он нашел эту полезную вещь в 2010 году на улице, во время несения службы. И не подозревал о ее разнообразных потребительских свойствах. Использовал только как фонарик. Зачем ему днем фонарь (прямо Диоген какой-то - искал человека и наткнулся на старуху), прапорщик ответить не смог. Правда, как рассказали "РГ" в пресс-службе Управления МВД России на транспорте по Сибирскому федеральному округу, наличие фонарика - требование для службы ППС обязательное. А уж какой он, этот фонарь - сразу ведь и не разобраться.
Владеет спецсредствами
Никаких электрошокеров сотрудникам патрульно-постовой службы, конечно, не выдают. Ничего подобного у них при себе во время несения службы быть, по идее, не должно. Но и проверять их "на наличие запрещенных предметов" некому. Да и абсурдно: не обыскивать же перед дежурством блюстителей закона - тех, кто сам олицетворяет порядок.
Кстати, этот злополучный фонарь еще тоже изучать и изучать. Эксперты будут отвечать на вопросы, способно ли это устройство нанести ощутимый удар током. И может ли этот удар не оставить на теле пострадавшей никаких следов (а их не было, согласно акту медицинского освидетельствования). По словам Романа Иващенко, изъята одежда потерпевшей - ее тоже будут осматривать специалисты, нет ли на свитере и брюках характерных оплавлений. Расследование еще в самом начале, и делать выводы о виновности прапорщика, которые уже сделали многие СМИ, действительно рано. Кстати, он сам, без всякого принуждения со стороны начальства, уволился из полиции на следующий день после того, как ролик был предан огласке. Где работает сейчас, чем кормит жену и двоих детей, - неизвестно. Зато известно, как характеризует его начальство: "Опрятен, физически развит, хорошо владеет спецсредствами. Нарушений дисциплины не допускал. Грамотен, исполнителен. Отличается зрелой жизненной позицией, умеет действовать с учетом текущей ситуации. Имеет развитое чувство ответственности, богатый опыт по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, передает его молодым сотрудникам". Отличная характеристика. И она стала одним из аргументов против того, чтобы заключить подозреваемого под стражу. Он - под подпиской о невыезде.
Тем временем по Томску ползут пугающие слухи. Говорят, на пенсионерку давят, и она сутками не появляется дома. Нашлась соседка пострадавшей, которая слышала через тонкую перегородку, как пожилой женщине советуют "закрыть рот". Правда, по словам сотрудников полиции, соседка якобы была неоднократно судима за кражи с железной дороги. И теперь банально мстит. В общем, и без того некрасивая история обрастает все более безобразными кривотолками. "Пена, дешевые сенсации - вот все, что нужно нашему обществу, - грустно говорит сотрудник пресс-службы Управления МВД России на транспорте по Сибирскому федеральному округу Маргарита Цветухина. - А бабушку поднять некому".
P. S. На днях попался на глаза телесюжет - в каком-то из регионов России в порядке эксперимента сотрудникам ФСИН, служащим в колонии, выдали портативные видеокамеры, которые снимают все буквально "с груди" обладателя. Осужденные довольны - надзиратели стали очень вежливые и спокойные. Хорошо бы выдать такие камеры каждому жителю России - авось "внешний глаз" убережет от многих неприглядных поступков, если внутри совести осталось маловато. Вот только кому наблюдать за экраном, куда будут передаваться эти изображения?