05.12.2011 12:42
    Поделиться

    Три нефтепродуктовые биржи подписали меморандум о формировании ЕТС

    Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК) и биржа "Санкт-Петербург" подписали меморандум о том, что ими будет сформирована Единая торговая сессия (ЕТС) для торговли нефтепродуктами.

    Но пока между биржами все вопросы не решены, существуют противоречия, заявила "РГ" руководитель пресс-службы Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса Ирина Романова.

    По ее словам, подписан третий вариант меморандума, но он во много носит лишь декларативный характер.

    "Ключевое противоречие состоит в том, что у ЕТС должен быть администратор системы и вопрос в его кандидатуре. Идеальным, на наш взгляд могло бы быть третье лицо, некий коллегиальный орган, который объединил бы в себе представителей бирж и курирующих властных структур. Но пока единого мнения по этому вопросу нет", - рассказала она "РГ".

    Единая торговая сессия, по мнению представителей бирж, будет обеспечивать не только прозрачность самой торговли за счет создания условий для "эффективного мониторинга, контроля и регулирования рынка нефтепродуктов государственными регулирующими органами", но и поспособствует созданию единых ценовых индикаторов.

    И, в целом, подобный шаг приведет к единообразию правил торговли топливом, а также единой ценовой политики. Торги на спотовом рынке нефтепродуктов (то есть рынке реальных цен, а не фьючерсов) будут проводиться в режиме двустороннего аукциона. Одновременно биржи могут продолжать торги и на своих площадках в иных режимах.

    Создание Единой торговой сессии, стоит напомнить, было предопределено желанием правительства не допустить неконтролируемого роста цен на нефтепродукты.

    В октябре 2011 года замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил российским СМИ о том, что ЕТС может быть сформирована до конца этого года. Но пока, как видим, существует целый ряд противоречий между биржами. А меморандум лишь определяет намерения, но не конкретизирует сам процесс создания единой сессии, который в дальнейшем будет определен дополнительными соглашениями.

    Вместо подобного вида торговли стоит ввести прямое регулирование цен - эта мера позволит быстрее разобраться со стоимостью топлива на внутреннем рынке, считает "РГ" исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

    "Сегодня по установке Федеральной антимонопольной службы 15 процентов от производимого топлива должно продаваться на бирже, однако зачастую такого объема продать не удается", - рассказал он. Сергиенко считает, что причина в том, что у нас не существует экономического механизма, который позволил бы продавать топливо на внутреннем рынке без убытка для покупателя.

    Проблема, по его мнению, в том, что "сейчас у нас одни АЗС (при нефтяных компаниях и НПЗ) работают в тепличных условиях, имея возможность получать топливо по сниженным ценам и быть прибыльными, а независимые АЗС лишены возможности покупать топливо по адекватным ценам и, соответственно, балансируют на грани рентабельности. А правила должны быть едины для всех".

    Поделиться