Вячеслав Никонов, исполнительный директор фонда "Русский мир":
- Из всех избирательных кампаний, которые мы могли наблюдать перед этими выборами, достаточно удачно это сделали "Единая Россия" и "Справедливая Россия". Причем если ЕР подчеркивала свои достижения, то "Справедливая Россия", напротив, была достаточно жесткой в своем таком как бы антисистемном пафосе, что для партии было нехарактерно. Но, судя по всему, это могло срезонировать с настроениями избирателей.
Что же касается участия Народного фронта, то он играл довольно большую роль на стадии праймериз, на стадии формирования первоначального избирательного списка, отбора кандидатов, поиска людей, которые могли бы принять участие в кампании. Но затем практически не использовался. Народный фронт еще может сыграть свою роль в президентской кампании.
Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:
- Прошедшая кампания была очень высококонкурентной. Возрос интерес к выборам, о чем свидетельствует явка, которая возросла в крупных городах, за некоторым исключением. То, что "Единая Россия" участвовала в дебатах, стало значимым фактором роста интереса к этой части кампании. Вопреки довольно распространенному мнению "Единая Россия" дебаты не проиграла. "Единороссы"в полемике с коммунистами были вполне убедительны. Тот результат, который имеем, - свидетельство роста политической конкуренции и стремления граждан сделать осознанный выбор. Консервативного избирателя удалось консолидировать, а протестный электорат оказался деконсолидирован, распылен. Впрочем, это традиционно. К тому же ОНФ поспособствовал связыванию протестных настроений тех групп, которые выступают против каких-то конкретных проблем, но не против системы. Народный фронт помог вовлечению этих групп в орбиту влияния "Единой России". Я думаю, что "Единая Россия" будет располагать устойчивым большинством в Думе, достаточным для проведения заявленного курса, который связан с модернизацией.
Необходимо заметить, что и оппозиционные партии значительно расширили свое представительство в федеральном парламенте и смогут более эффективно влиять на власть.
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
- Избирательная кампания в Государственную Думу-2011 имеет ряд отличий от кампании четырехлетней давности. Кампания 2007 года проводилась совершенно в других условиях, когда общество было на волне оптимизма. Тогда складывалось ощущение, что поступательный экономический рост сохранится в течение долгосрочного периода. Четыре года назад люди чувствовали, что начало везти в самых разных сферах: у нас улучшающая экономика, рост авторитета на международной арене, прекрасные футбольные сборные и т.д. А после кризиса это ощущение во многом ушло. Соответственно, снизился и оптимизм. Вместо этого усилилось раздражение такими факторами, как коррупция и неэффективность управления, на которые раньше обращалось существенно меньшее внимания.
Думаю, что эти выборы, которые прошли с значительно большей активностью оппозиции, были очень сложными для "Единой России". Во-первых, наблюдается серьезное изменение общественных настроений.
Во-вторых, партия власти традиционно апеллировала к последствиям 90-х годов, подчеркивая разницу с современной стабильностью. Но 90-е уже ушли в историю. О них вспоминают все реже. А что касается стабильности, то россияне хотят рассматривать стабильность не только как основу для последующего экономического роста, но и как гарантию улучшения собственных социальных условий. В противном случае эта апелляция к стабильности и воспоминания о 90-х воспринимаются ими , скорее, отрицательно. По крайней мере, многими из них.
"Единая Россия", безусловно, сохранила поддержку огромного электората. А колеблющиеся избиратели в ходе кампании частично качнулись в сторону оппозиции.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
- Отличительной чертой этой кампании является то, что она проходила на фоне довольно сильных оппозиционных настроений. Соответственно, у оппозиции была определенная фора, которую она частично реализует: ее представительство в Госдуме вырастет. Все парламентские оппозиционные партии расширяют свой парламентский статус. В целом удовлетворена кампанией и партия власти, потому что она сохраняет уверенное абсолютное большинство, большинство, которое достаточно для принятия решений. Поэтому основные игроки кампании в целом довольны результатами, хотя вся кампания шла на фоне жестких социальных обвинений и строилась в существенной степени на негативе. Несмотря на высокую риторику, кампания вышла достаточно инерционной: в Госдуме осталась прежняя партийная четверка с немного изменившимся соотношением между властью и оппозицией.
Если же говорить о частностях, то можно отметить, что на этапе предкампании ЕР существенную роль сыграл Народный фронт. Он позволял поддерживать определенно высокий тонус внимания к ЕР на этапе тех же праймериз, которые благодаря ОНФ удалось превратить в заметное событие.
Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:
Отличительных особенностей нынешней избирательной кампании несколько. Во-первых, по количеству участников: все зарегистрированные партии приняли в ней участие. Во-вторых, это высокая явка в крупных городах.
Еще одна особенность - это большое количество наблюдателей от политических партий: полмиллиона наблюдателей на 90 тысяч участков. Это позволяет говорить о чистоте избирательной кампании, и, соответственно, о легитимности будущей Думы, которая на мой взгляд, будет значительно выше. Именно эти факты могут создать дополнительные условия для того, чтобы Дума стала более самостоятельной и менее зависела от исполнительной власти.