ФСФР закроет около трех тысяч кооперативов

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приступила к ликвидации кредитных кооперативов, не вошедших в СРО. На конференции по микрофинансированию Наталья Сорокина, начальник отдела управления страхового надзора и контроля процедур восстановления платеже способности ФСФР, сообщила, что служба уже их отслеживает.

Сравниваются списки кооперативов, зарегистрированных в едином госреестре юридических лиц, с данными СРО кооперативов. ФСФР направила запросы во все 10 зарегистрированных СРО с просьбой представить актуальные списки их членов. И такие данные уже получены. На начало ноября выявлено 2964 кредитных кооператива, не вошедших ни в одно СРО. Региональным отделениям ФСФР направлены рекомендации и проекты писем, которые необходимо отправить в кооперативы (зарегистрированные на территории этого регионального отделения) с требованием подтвердить выполнение закона об обязательном членстве в СРО. Если подтверждение не будет предоставлено, ФСФР направит предписание кооперативу-нарушителю и в случае невыполнения предписания будет обращаться в суд с требованием о ликвидации.

Формально эти 2964 кооператива подлежат закрытию, поскольку не вошли ни в одно СРО до 4 августа. Однако, по словам Михаила Мамуты, президента НАУМИР, это не означает, что все они будут ликвидированы, кто-то, возможно, еще успеет вскочить на подножку уходящего поезда. "Если кооператив-нарушитель к моменту получения досудебного предписания успеет подать документы в СРО, подавать на него в суд не имеет смысла. Для того чтобы суд ликвидировал, надо чтобы на дату судебного решения кооператив не входил в СРО, - объясняет он. - Поэтому сейчас тем, кто до суда вступит в СРО, ликвидация не грозит, а те, кто до суда не успеет, - будут ликвидированы".

На конференции были озвучены и другие законодательные инициативы, многие из которых были встречены рынком в штыки. В первую очередь это желание ограничить ставки кредитования, ввести обязательный бухучет для кооперативов и микрофинансовых организаций (МФО), а также вывести проверки кооперативов и МФО из-под действия 294-го закона, ограничивающего возможности проверяющих. Предложение минфина внести изменения в КоАП РФ и прописать там виды правонарушений в микрофинансовой деятельности с указанием конкретных штрафов рынок встретил с пониманием. Хотя представителям микрофинансового бизнеса и кредитной кооперации не совсем понятно, зачем сейчас, когда рынок только начинает жить по новым правилам, понадобилось что-то корректировать, ужесточать и менять. Они считают, что сначала надо наработать опыт, а уже потом принимать решения. "У регуляторов сейчас есть фронт работ. Более двух тысяч кооперативов не вошло в СРО, и с ними надо что-то делать. Тысячи МФО не вошли в реестр - надо думать, что с этим делать, и это тоже фронт работ. Поэтому просьба к регуляторам: в течение какого-то времени дать нам спокойно работать, не меняя то законодательство, которое есть уже сейчас", - настаивает Павел Сигал, вице-президент "ОПОРЫ России" и руководитель "Центра микрофинансирования".

"На сегодняшний момент никаких изменений в регулировании не принято и в ближайшее время, на мой взгляд, принято не будет", - считает Михаил Мамута. По его словам, ограничение процентных ставок для МФО и кооперативов только дискутируется, и не факт, что это решение вообще будет принято. "Если ставки будут установлены выше того уровня, который предлагается, - это ничего не изменит, все и так будут соответствовать. Если ниже, это приведет к тому, что организация начнет скрывать часть ставки", - подчеркнул он. По мнению Михаила Мамуты, ограничение ставки ничего не даст. "На мой взгляд, регулятор должен следить за тем, чтобы деньги, которые МФО зарабатывает, были достаточны для покрытия тех обязательств, которые оно на себя принимает, - считает он. - Мне кажется разумным дать право ФСФР проводить мониторинг ставки на выдаче и ставки на входе, оценивая окупаемость этой деятельности. Если ФСФР кажется, что она не окупаема, служба вправе просить МФО дать объяснения, за счет чего она будет возвращать принятые на себя обязательства, и если они будут признаны неудовлетворительными, ФСФР должна иметь право публично сообщать об этом, чтобы потребитель был оповещен".

О требовании обязательного ведения бух учета, по мнению главы НАУМИР, тоже надо подумать. Хотя, на его взгляд, бухучет нужен: ведь речь идет о соблюдении финансовых нормативов кооперативами и МФО, они являются производными от финансового учета, а откуда возьмется финансовый учет, если у организации нет бухгалтерского. "Проблема в том, что сейчас очень много МФО и кооперативов "сидят на упрощенке". Поэтому регулятор должен предельно разумно подходить к этому вопросу, и, наверно, надо еще проанализировать все "за" и "против" такого перехода, - полагает Михаил Мамута. - Я совершенно уверен, что надзор не имеет карательной задачи - они просто хотят дать понять, что к своей работе будут относиться серьезно. Первая задача ФСФР - очистить рынок от недобросовестных участников. А как его очистишь, если не можешь поймать за руку. Для этого и вводится ужесточение проверок. Мы, в свою очередь, будем следить за тем, что происходит. ФСФР в ближайшее время должна создать экспертный совет по микрофинансированию и кредитной кооперации, в который должны войти все ключевые игроки. Этот совет будет механизмом обратной связи, через который руководству службы будут доноситься все возможные потребности и опасения рынка".