Жюльен Брюсо Куэлло, юрист парижского головного офиса "Gide Loyrette Nouel", представляет интересы правительств различных государств и международных финансовых учреждений в рамках ГЧП-проектов. Своим профессиональным опытом он поделился с "РБГ".
- Господин Куэлло, как законодательно регулируется государственно-частное партнерство во Франции?
- Единого закона, который объединял бы в себе все формы ГЧП, во Франции нет. Каждая форма регулируется различными нормативно-правовыми актами и нормами административного права. Так, правовой режим в отношении концессий основывается, главным образом, на административном праве и вступившим в силу в 1993 году законе Сапена. Документ предусматривает большое количество мер по борьбе с коррупцией, в частности, обязательное участие в рассмотрении и утверждении контрактов на общественные работы представителей оппозиции и Генеральной дирекции по вопросам конкуренции и потребления. Что касается соглашений о ГЧП, то они были законодательно закреплены распоряжением правительства в 2004 году.
Другие формы ГЧП, такие как affermages (аренда государственной собственности), re'gie inte'resse'e (управление государственной собственностью частным предпринимателем, вознаграждаемым в зависимости от результатов его деятельности), bail emphyte'otique administratif (BAE) (долгосрочная аренда муниципальной собственности) и пр., регулируются специальными положениями в законодательстве.
- Какое влияние оказывает право Евросоюза, касающееся ГЧП, на французское законодательство?
- С юридической точки зрения самое серьезное влияние на французское законодательство о ГЧП оказало введение в 2004 году новой процедуры реализации крупных инфраструктурных проектов, так называемой концепции ЕС о "конкурсном диалоге", которая позволяет участникам конкурса участвовать в выработке оптимального решения, отвечающего требованиям всех заинтересованных сторон - и частного, и публичного партнеров.
С экономической точки зрения большое значение имело принятие судом Европейского союза поправок, поддерживающих свободную торговлю и конкуренцию в зоне ЕС. Это способствовало за последние несколько лет открытию для других игроков французского рынка ГЧП, который изначально контролировался несколькими крупными государственными компаниями.
- Какие типы соглашений относятся к ГЧП во Франции?
- Под определение ГЧП попадает большое количество соглашений, которые касаются развития и эксплуатации инфраструктурных объектов, а также предоставления государству различного рода услуг. Все они делятся на две категории. К первой относятся те, которые подразумевают передачу частному партнеру права на предоставление общественных услуг (концессии, аренда, управление государственной собственностью). Ко второй принадлежат собственно соглашения о ГЧП. Кроме того, есть формы ГЧП, которые сложно отнести к какой-либо из двух категорий, например, долгосрочная аренда муниципальной собственности (BAE), хотя по своей сути они близки к соглашениям о ГЧП.
- Какое место занимают на рынке ГЧП концессионные формы договоров?
- Концессионные соглашения претерпели значительные изменения за последние 20 лет, прежде всего в сторону увеличения финансовых обязательств государства. Благодаря этому концессионные механизмы стали чаще использоваться в крупномасштабных инфраструктурных проектах, особенно в транспортном секторе. Вместе с тем концессии не универсальны. Их применение связано со значительными ограничениями. Например, в случае проектов в области здравоохранения, когда частный партнер отвечает за финансирование, проектирование и строительство больницы, но не за предоставление услуг здравоохранения, концессионная модель трудно применима. Здесь больше подходит соглашение о ГЧП, поскольку отсутствует делегирование государственной услуги и полное перекладывание коммерческих рисков на частный сектор. Кроме того, часть финансирования гарантируется государством.
- В России много дискутируют о необходимости совершенствования законодательства по ГЧП. Какие, по вашему мнению, элементы оно должно содержать?
- Для инвесторов самыми важными элементами в законодательстве по ГЧП являются прозрачность, согласованность и стабильность. В особенности, оно должно обеспечивать справедливый процесс отбора участников проектов, а также предоставлять доступ иностранным инвесторам, которые должны иметь равные права с национальными игроками. Законодательство должно оставаться гибким в отношении того, какие положения должны быть включены в соглашение о ГЧП, и должно оставлять как можно больше положений соглашения на усмотрение сторон.