Зарубежный опыт привлечения инвестиций показывает, что правильно организованные агентства не только являются мощным инструментом по привлечению иностранного капитала в страну, но также становятся одним из важнейших элементов по улучшению имиджа страны и делового климата. Наиболее ярким примером подобного института по привлечению иностранного капитала является специально созданное в 1961 году Агентство по экономическому развитию в Сингапуре. При отсутствии ресурсной и технологической баз Сингапур с момента формирования агентства увеличил ВВП на душу населения в десятки раз и занимает сегодня третье место в мире по этому показателю.
В России также признают необходимость увеличения инвестиций в отечественную экономику. У нас много инициатив и институтов, направленных на привлечение иностранных инвестиций, но при этом отсутствует единый центр, который координировал бы работу между подобными институтами, а также между регионами и иностранными инвесторами.
По мнению руководителей крупных компаний и банков, имеющих длительный опыт ведения бизнеса в России, для более эффективного привлечения иностранного капитала в российскую экономику недостает именно такого важного элемента, как "клиентский центр", понятный для иностранных инвесторов и говорящий на их языке.
Проведенное при участии Всемирного банка исследование около 100 инвестиционных агентств в мире показало необходимость их создания и рекомендует делать это на принципах ГЧП. Опыт успешных агентств показывает необходимость создания Наблюдательного совета, в состав которого входят представители крупных иностранных инвесторов и который возглавляет руководитель государства.
Национальным советом по развитию инвестиционного климата в сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой РФ разработана концепция по созданию Российского агентства по иностранным инвестициям (Агентство) на основе ГЧП. Предполагается, что Агентство будет выполнять ряд важных задач и функций, в частности:
1. Выступать в роли "клиентского центра" во взаимодействии с инвесторами. Это позволит быстро и компактно донести до инвестора всю нужную информацию и сориентировать его в процессе выбора и реализации инвестиционных проектов в каждом регионе России. Агентство будет сопровождать инвестиции на всех этапах реализации проекта.
2. Содействовать регионам и российским компаниям в привлечении инвестиций и выступать как инструмент поддержки для всех действующих российских компаний и институтов по привлечению инвестиций. Агентство обеспечит постоянную обратную связь с инвесторами и будет оказывать содействие в разработке региональных инвестиционных стратегий с учетом российских стратегических целей, а также оказывать методологическую помощь регионам по созданию системы отбора и экспертизы инвестиционных проектов и проведению региональных программ обучения.
3. Обеспечит системную поддержку российским компаниям, желающим приобрести активы за рубежом, и продвижение российских инвестиций.
4. Взаимодействовать с руководством страны по вопросам привлечения инвестиций и предоставлять экспертное мнение. Агентство станет источником аналитической информации, важной для принятия стратегических государственных решений в области инвестиций.
5. Обеспечит координацию и четкое взаимодействие всех элементов инвестопроводящей инфраструктуры посредством использования всех возможностей разветвленных сетей ТПП и торговых представительств.
6. Улучшит имидж России. Согласно международному опыту, создание Агентства является очень важным шагом для улучшения имиджа России и продвижения ее интересов за рубежом. Имиджевая составляющая может быть важным союзником в тех интеграционных процессах, в которых мы заинтересованы.
7. Разрабатывать предложения по улучшению инвестиционного климата, включая рекомендации по внесению изменений в федеральное и региональное законодательство.
При этом Агентство будет не заменять, а, наоборот, способствовать усилению функций существующих институтов и структур, станет выполнять центральную и координирующую функции в процессе привлечения инвестиций в Россию.
Возникает резонный вопрос: если в большинстве развитых и развивающихся стран такие агентства есть, опыт их оценивается независимыми экспертами как очень позитивный и необходимость привлечения инвестиций и модернизации нашей экономики определена руководством страны как одна из первостепенных задач, то почему такое агентство до сих пор не создано? Мы детально изучили российский опыт. Было много попыток, но не учитывались лучшие международные практики. В частности: отсутствовали иностранные участники, обеспечивающие транспарентность процедур управления, согласно лучшей международной практике; 100-процентное финансирование из бюджета не позволило выстроить правильную мотивацию руководства агентств; недостаточный уровень компетенции управленческого персонала. Это лишь некоторые причины отсутствия эффективного центра по привлечению иностранных инвестиций.
Форма ГЧП позволит правительству быть соучредителем и играть ключевую роль в работе Агентства. Участие правительства является важным условием для полноценного восприятия Агентства инвестиционным сообществом.
Значимым структурным элементом Агентства является наличие Наблюдательного совета, включающего руководство страны, ключевые министерства, руководителей крупнейших иностранных компаний. Деятельность Агентства будет финансироваться всеми участниками с выходом на самоокупаемость в течение нескольких лет.
Будем надеяться, что идея будет реализована в полной мере и в России скоро появится мощный инструмент для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, а у инвесторов надежный партнер.