Новости

06.12.2011 00:59
Рубрика: Власть

От перемены мест слагаемых

Конфигурация Госдумы в шестом созыве не слишком изменится

"Единая Россия" по-прежнему будет определять погоду в Думе. Хотя, судя по предварительным итогам голосования 4 декабря, партия не смогла на очередных парламентских выборах повторить свой успех четырехлетней давности, который дал ей абсолютное большинство в нижней палате российского парламента.

Но, тем не менее, простое большинство в Думе у них все-таки будет. К этой ситуации "Единой России" не привыкать. Строго говоря, конституционное большинство у этой партии было только в Думе прошлого созыва. В остальные два периода "Единая Россия", не имевшая такого большинства, вполне успешно блокировалась с другими партиями, проводя решения в том числе и по конституционным законам.

Сложная система распределения депутатских мандатов, когда дважды два вовсе не четыре, а несколько больше, позволяет "Единой России", набравшей 49,5 процента голосов, рассчитывать на 238 из 450 мест в палате. Напоминаем, в пятой Думе во фракции "единороссов" было 315 депутатов. Добавка победителям получается за счет тех партий, которые участвовали в выборах, но сильно не дотянули до проходного балла. И делится пропорционально - кто впереди, тому и больше дается. В итоге такого деления и прибавления КПРФ может получить 92 депутатских мандата (в пятом созыве было 57), "Справедливая Россия" - 64 (было 38), а ЛДПР - 56 (было 40). Кстати, партиям, преодолевшим семипроцентный барьер, не придется из общей копилки "выкраивать" мандаты для своих менее успешных конкурентов. Новая норма Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", дающая право на один-два мандата тем участникам гонки, кто не взял барьер, но набрал от пяти до семи процентов голосов, на этот раз счастья никому не принесла. Никто из проигравших к заветному порогу не приблизился. А на следующих думских выборах она уже и вовсе будет не нужна, потому что для всех барьер снижается до пяти процентов.

Оценивая такой расклад, многие эксперты уже заявили о "новой конфигурации" Государственной Думы в шестом созыве. И действительно положение трех партий, о которых говорят как об оппозиции, заметно укрепляется. Однако не настолько, чтобы их сил, даже слитых вместе (212 мандатов), хватило бы для того, чтобы блокировать решение "единороссов" в тех случаях, когда речь идет о вопросах, требующих одобрения простого большинства (226) голосов. Фракция "Единая Россия", как правило, голосует дисциплинированно, заранее определяя общую позицию, И вряд ли будет изменять этому принципу в шестой Думе. Но по отдельным вопросам, когда для решения требуется большинство конституционное, то есть уже две трети от общего числа депутатских голосов, например, при утверждении кандидатуры премьера, "Единой России" придется искать единомышленников в других фракциях. Лидер их списка Дмитрий Медведев и руководители партии уже заявили о том, что готовы, когда это потребуется, вступать в коалицию и заключать пакетные соглашения при распределении руководящих мест в палате. В первую очередь это, конечно же, председатель палаты, его заместители и еще почти три десятка председателей думских комитетов (точное их число пока не определено). Вот эти руководящие портфели новая Дума и должна сейчас распределить по справедливости. Впрочем, среди "единороссов" остались оптимисты, которые считают, что полученная на прошедших выборах поддержка избирателей дает им право на главенство в большинстве ведущих думских комитетов, как это было и в пятой Думе.

Между тем "пакетное соглашение" вошло в думскую практику еще в третьем созыве, где поначалу явного преимущества не было ни у одной фракции. "Единству" тогда удалось договориться с коммунистами, и главные думские комитеты и председательские посты они разделили между собой. Правда, потом "пакетное соглашение" было пересмотрено. И левые потеряли семь из девяти своих комитетов.

В Госдуме пятого созыва "Единая Россия" уже сразу и безоговорочно взяла себе руководящие посты в ключевых комитетах, заявив, что представители победившей партии "должны нести ответственность за то, что происходит".

Сколько комитетов будет в новой Госдуме, пока неизвестно - число их должно определиться на первом пленарном заседании. Оно, как предположил глава регламентного комитета нижней палаты Отари Аршба, может пройти 19 или 21 декабря. По Конституции РФ новый депутатский корпус Госдумы должен собраться на первое заседание на 30-й день после избрания. И, если следовать этой норме, депутаты должны были бы заседать в новогодние каникулы, 3 января 2012 года. Однако Конституция дает право президенту назначить первое заседание, на котором избираются спикер, вице-спикеры Госдумы и председатели комитетов и комиссий, и раньше.

Между тем коммунисты поименно называют тех, кто, по их мнению, может достойно руководить почти всеми думскими комитетами. Лидер партии КПРФ Геннадий Зюганов уверен, что комитет по науке и современным технологиям мог бы возглавить нобелевский лауреат Жорес Алферов, комитет по образованию - Олег Смолин. Аграрный комитет будет по плечу депутату Николаю Харитонову, который избирался пять сроков подряд от регионов и был председателем Агропромышленного союза. В качестве председателя комитета по безопасности лучшей кандидатурой Зюганов назвал адмирала Владимира Комоедова.

комментарии

Вячеслав Никонов,

исполнительный директор фонда "Русский мир":

- Из всех избирательных кампаний, которые мы могли наблюдать перед этими выборами, достаточно удачно это сделали "Единая Россия" и "Справедливая Россия". Причем если ЕР подчеркивала свои достижения, то "Справедливая Россия", напротив, была достаточно жесткой в своем таком как бы антисистемном пафосе, что для партии было нехарактерно. Но, судя по всему, это могло срезонировать с настроениями избирателей.

Что же касается участия Народного фронта, то он играл довольно большую роль на стадии праймериз, на стадии формирования первоначального избирательного списка, отбора кандидатов, поиска людей, которые могли бы принять участие в кампании. Но затем практически не использовался. Народный фронт еще может сыграть свою роль в президентской кампании.

Дмитрий Орлов,

гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

- Прошедшая кампания была очень высококонкурентной. Возрос интерес к выборам, о чем свидетельствует явка, которая возросла в крупных городах, за некоторым исключением. То, что "Единая Россия" участвовала в дебатах, стало значимым фактором роста интереса к этой части кампании. Вопреки довольно распространенному мнению "Единая Россия" дебаты не проиграла. "Единороссы"в полемике с коммунистами были вполне убедительны. Тот результат, который имеем, - свидетельство роста политической конкуренции и стремления граждан сделать осознанный выбор. Консервативного избирателя удалось консолидировать, а протестный электорат оказался деконсолидирован, распылен.

Впрочем, это традиционно. К тому же ОНФ поспособствовал связыванию протестных настроений тех групп, которые выступают против каких-то конкретных проблем, но не против системы. Народный фронт помог вовлечению этих групп в орбиту влияния "Единой России". Я думаю, что "Единая Россия" будет располагать устойчивым большинством в Думе, достаточным для проведения заявленного курса, который связан с модернизацией.

Необходимо заметить, что и оппозиционные партии значительно расширили свое представительство в федеральном парламенте и смогут более эффективно влиять на власть.

Михаил Ремизов,

президент Института национальной стратегии:

- Отличительной чертой этой кампании является то, что она проходила на фоне довольно сильных оппозиционных настроений. Соответственно, у оппозиции была определенная фора, которую она частично реализует: ее представительство в Госдуме вырастет. Все парламентские оппозиционные партии расширяют свой парламентский статус. В целом удовлетворена кампанией и партия власти, потому что она сохраняет уверенное абсолютное большинство, большинство, которое достаточно для принятия решений. Поэтому основные игроки кампании в целом довольны результатами, хотя вся кампания шла на фоне жестких социальных обвинений и строилась в существенной степени на негативе. Несмотря на высокую риторику, кампания вышла достаточно инерционной: в Госдуме осталась прежняя партийная четверка с немного изменившимся соотношением между властью и оппозицией.

Если же говорить о частностях, то можно отметить, что на этапе предкампании ЕР существенную роль сыграл Народный фронт. Он позволял поддерживать определенно высокий тонус внимания к ЕР на этапе тех же праймериз, которые благодаря ОНФ удалось превратить в заметное событие.

Валерий Хомяков,

гендиректор Совета по национальной стратегии

Отличительных особенностей нынешней избирательной кампании несколько. Во-первых, по количеству участников: все зарегистрированные партии приняли в ней участие. Во-вторых, это высокая явка в крупных городах.

Еще одна особенность - это большое количество наблюдателей от политических партий: полмиллиона наблюдателей на 90 тысяч участков. Это позволяет говорить о чистоте избирательной кампании, и, соответственно, о легитимности будущей Думы, которая на мой взгляд, будет значительно выше. Именно эти факты могут создать дополнительные условия для того, чтобы Дума стала более самостоятельной и менее зависела от исполнительной власти.

Власть Работа власти Внутренняя политика Законодательная власть Госдума Партии "Единая Россия" Партии КПРФ Партии "Справедливая Россия" Партии ЛДПР Выборы в Госдуму-2011